Кратко о неправомерном антиэкстремизме с января по август 2017 года

Законодательство : Уголовные преследования : Иные преследования
Краткая статистика преступлений и наказаний

 

 

 


Данный краткий обзор посвящен важнейшим законодательным новациям и статистике правоприменения в области противодействия экстремизму в период с января по август 2017 года. Мы коснемся только той части законодательства и правоприменительной практики, которая приводит, с нашей точки зрения, к чрезмерному ограничению гражданских свобод.

Законодательство

В 2017 году был подписан ряд законов, продолжающих линию на ужесточение антиэкстремистских и антитеррористических мер.

Среди них закон, позволяющий отменять ранее принятый акт о приобретении российского гражданства для части осужденных за преступления экстремистской и террористической направленностей. Предполагается, что приговор суда за подобные преступления доказывает, что в момент получения гражданства заявитель ложно утверждал, что обязуется соблюдать Конституцию и законодательство. При этом вполне очевидно, что преступный умысел может возникать и позже этого момента. Можно опасаться, что закон будет использоваться для лишения гражданства и депортации некоторых иммигрантов или жителей Крыма.

Согласно закону об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в положения, касающиеся такого надзора, были введены изменения, которые затронули, в частности, судьбу осужденных по антиэкстремистским и антитеррористическим статьям. Теперь осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления по ряду статей УК, включая ст.ст. 205.2 ч. 2, 205.5, 278, 282 ч. 2, 282.1, 282.2, по которым, с нашей точки зрения, часто выносят неправомерные приговоры, по освобождении будут находиться под административным надзором до снятия судимости.

Новые поправки к закону о СМИ предусматривают введение запрета на учреждение СМИ для лиц, которые лишены свободы либо имеют судимость за совершение преступлений с использованием СМИ и интернете или "за совершение преступлений, связанных с осуществлением экстремистской деятельности". Мы считаем, что убедительных оснований для введения таких ограничений не было. Поправки также позволяют Роскомнадзору отказывать в разрешении на распространение зарубежного периодического печатного издания или аннулировать такое разрешение, если издание не соблюдает статью закона о злоупотреблении СМИ и антиэкстремистское законодательство в целом. В тексте закона не описано, как именно Роскомнадзор будет выявлять нарушения антиэкстремистского законодательства. Это внушает опасения относительно возможности вынесения Роскомнадзором во внесудебном порядке неправомерных решений, существенно ограничивающих свободу слова.

Дорабатываются механизмы государственной цензуры в интернете. В КоАП была внесена новая статья, предусматривающая штраф для интернет-провайдеров, не блокирующих страницы по требованию Роскомнадзора. А согласно закону о запрете использования анонимайзеров и VPN-сервисов для доступа к заблокированным в России сайтам, федеральный закон "Об информации" был дополнен положением, которое под угрозой санкций требует от этих сервисов поддерживать блокировки.

Уголовные преследования

Перейдем теперь к сфере применения антиэкстремистского законодательства и обратим внимание на случаи безосновательного или недостаточно обоснованного уголовного преследования, о которых нам стало известно за первые 8 месяцев 2017 года. Перечисление этих случаев будет упорядочено по статьям УК.

Мы считаем неправомерными 7 приговоров против 7 человек, вынесенные по ст. 282 УК (возбуждение ненависти). Например, в Москве бывший директор Библиотеки украинской литературы Наталья Шарина осуждена на четыре года лишения свободы условно с испытательным сроком в четыре года за возбуждение национальной ненависти и растрату средств на юридическую помощь после того, как в библиотеке обнаружилась украинская националистическая литература. А Роман Гришин из Калуги получил 320 часов обязательных работ за возбуждение ненависти к "россиянам, православным, гражданам ДНР и ЛНР, а также руководству России и РПЦ". Он републиковал в соцсети клип на песню "Это, детка, рашизм", в котором содержалась резкая критика российской государственной пропаганды и внешней политики в связи с действиями на Украине, характерными, по мнению автора, для тоталитарных режимов.

Отметим, что ни один из семи  неправомерно осужденных по ст. 282 УК не был приговорен к реальному лишению свободы. Еще 3 приговора против 3 человек мы считаем сомнительными. В рассматриваемый период было вынесено и 3 оправдательных приговора по ст. 282 УК в отношении 4 человек, один из них был отменен и дело вернулось на новое рассмотрение: это скандальный случай с обвинением в возбуждении социальной ненависти бывшего имама городской мечети в Кургане Али Якупова. Имама обвинили в том, что он оставил в соцсети комментарий, в котором предрекал небесные кары китайским коммунистам, не позволяющим мусульманкам в Китае носить хиджаб. С двух человек обвинения по ст. 282 УК были сняты на этапе следствия, однако без убедительных оснований было возбуждено не менее 8 новых дел против 8 человек. Стоит отметить, что среди этих новых дел нет ни одного, касающегося дискуссий вокруг Украины, и лишь одно касается возбуждения ненависти к представителям власти, зато в половине случаев предъявлены обвинения в возбуждении религиозной ненависти.

По ст. 354.1 (реабилитация нацизма) за первые восемь месяцев 2017 года не было вынесено ни одного неправомерного приговора. Однако по одной из частей этой статьи, касающейся публичного осквернения символов воинской славы России, было предъявлено обвинение координатору штаба Алексея Навального в Волгограде Алексею Волкову. Его обвиняют в том, что после того, как в Навального плеснули зеленкой, он опубликовал в волгоградском сетевом сообществе сторонников политика коллаж с покрытым зеленкой монументом "Родина-мать зовет!".

В рассматриваемый период не было вынесено ни одного неправомерного приговора по ст. 213 УК (хулиганство) и ст. 214 УК (вандализм) с учетом мотива ненависти и не было возбуждено ни одного подобного дела.

По ч.ч. 1 и 2 ст. 148 УК об оскорблении чувств верующих с января по август 2017 года, насколько нам известно, было вынесено 4 приговора в отношении 4 человек. Екатеринбургский видеоблогер Руслан Соколовский получил 2 года 3 месяца условно по совокупности ст.ст. 148 и 282 УК за публикацию провокационных видеороликов. 22-летняя белгородка была оштрафована за размещение в соцсети фотографий, на которых она прикуривает от свечи в православном храме. Виктору Ночевнову из Сочи и 21-летнему жителю Омутнинска Кировской области также был назначен штраф – за публикацию в социальных сетях грубых атеистических картинок. Одно дело по ч. 1 ст. 148 УК в 2017 году было закрыто: громкий процесс Виктора Краснова из Ставрополя, которого обвиняли в публикации резких атеистических комментариев в городском паблике во "ВКонтакте", завершился прекращением судопроизводства из-за истечения срока давности. Зато было возбуждено как минимум 4 новых дела против 4 человек по той же части той же статьи (двоих из них обвиняют также по ст. 282 УК в возбуждении религиозной ненависти). Мы выступаем против подобных преследований, поскольку считаем, что термин "оскорбление чувств верующих" не имеет четкого юридического смысла, и ему не место в законодательстве светского государства.

По ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности) в рассматриваемый период, по нашим сведениям, суды неправомерных решений не выносили. Более того, был отменен в связи с отсутствием состава преступления приговор астраханскому националисту Игорю Стенину, получившему два года колонии за призыв в соцсети к расправе с "кремлевскими оккупантами", причастными к военным действиям на Украине. Но было возбуждено три новых дела за абстрактные высказывания против власти, которые, с нашей точки зрения, сами по себе не заслуживали уголовного преследования. Под домашним арестом находится активист движения "Новой оппозиции" Марк Гальперин; поводом для обвинения послужило одно из его опубликованных в интернете видеоинтервью, в котором упоминалась центральная для "Новой оппозиции" идея "демократической революции" – смены власти в результате мирных массовых протестов. Лидер движения "Артподготовка" блогер Вячеслав Мальцев успел покинуть страну до того, как был обвинен по ст. 280 УК в том, что 6 мая 2017 года в Москве на проспекте Сахарова на митинге "За Россию против произвола и репрессий" позволил себе некие расплывчатые высказывания об обреченности мирного протеста и скорой революции. По той же статье в Чебоксарах было возбуждено дело против волонтера штаба Навального Алексея Миронова за публикацию во "ВКонтакте" картинки с грубой подписью, направленной против властей.

По ст. 280.1 УК (призывы к сепаратизму) на сомнительных основаниях был вынесен один приговор: бурятский активист и блогер Владимир Хагдаев получил условный срок за высказывания в сети в пользу выхода Бурятии из состава России. Лишь часть из них действительно можно рассматривать как призыв к вооруженному сепаратизму, а с нашей точки зрения, лишь такие призывы заслуживают преследования. О новых случаях неправомерного преследования по этой статье в рассматриваемый период мы не знаем.

За первую половину 2017 года суды не вынесли ни одного неправомерного приговора по ст. 282.1 УК (организация экстремистского сообщества и участие в нем) и, насколько нам известно, не возбудили по этой статье ни одного дела безосновательно.

По ст. 282.2 УК (участие в деятельности организации, признанной экстремистской) за первые восемь месяцев 2017 года без должных оснований было вынесено как минимум 8 приговоров против 27 человек.

В Москве за продолжение деятельности запрещенной "Армии воли народа" (АВН) были осуждены члены Инициативной группы по проведению референдума "За ответственную власть" (ИГПР "ЗОВ"), публицист Юрий Мухин и его соратники Валерий Парфенов, Александр Соколов и Кирилл Барабаш. Мухин получил 4 года условно, остальные были лишены свободы: Соколов проведет 3,5 года, а Парфенов и Барабаш – 4 года в колонии общего режима. Мы полагаем, что для запрета АВН, организации сталинистско-националистического толка, у суда не было достаточных оснований, а потому неправомерен и приговор за продолжение ее деятельности.

В Уфе пятеро мусульман, изучавшие наследие турецкого богослова Саида Нурси, были приговорены районным судом к условным срокам за продолжение неправомерно запрещенной религиозной организации "Нурджулар", а затем двоим из них Верховный суд Башкортостана суд заменил условный срок реальным, они получили 4 и 2 года 3 месяца колонии общего режима. Последователь Нурси из Благовещенска Амурской области, был приговорен к 3 годам 9 месяцам лишения свободы по совокупности  ст.ст. 282.2 и 282 УК.

Еще пять человек из Башкортостана были признаны виновными в причастности к деятельности  безосновательно признанного экстремистским мусульманского движения "Таблиги Джамаат", которое известно активным прозелитизмом и не пропагандирует насилие. Четверо из них получили реальные сроки лишения свободы от 2 до 4,5 лет, пятый – 2 года условного срока. В Набережных Челнах в рамках двух уголовных дел были осуждены десять последователей "Таблиги Джамаат". Все они получили различные сроки лишения свободы от 2 до 4 лет. В Бурятии последователь того же движения получил 2,5 года лишения свободы условно. Кроме того, житель Барнаула был приговорен к году колонии-поселения по ч. 1.1 ст. 282.2 УК за проведение религиозных собраний, в ходе которых он якобы вовлекал в деятельность "Таблиги Джамаат" присутствовавших.

В период с января по август 2017 года было неправомерно возбуждено не менее 7 новых дел о продолжении деятельности экстремистских организаций в отношении примерно двух с половиной десятков человек. Все эти дела касаются запрещенных религиозных объединений: речь идет о причастности к тем же "Таблиги Джамаат" и "Нурджулар", еще два дела возбуждены против Свидетелей Иеговы в Орле и Курске.

Отдельно, не учитывая в общей статистике, отметим 9 приговоров против 20 последователей "Хизб ут-Тахрир" (эти цифры практически совпадают с нашими данными за первые восемь месяцев 2016 года), которые были привлечены к ответственности как участники террористической организации по ст. 205.5 УК (в ряде случаев – в совокупности с другими уголовными статьями). Были осуждены мусульмане в Татарстане, Москве, Дагестане, ХМАО-Югре. Мы считаем эти приговоры неправомерными, поскольку полагаем, что "Хизб ут-Тахрир", радикальная исламистская организация, террористической не является. При этом суды нередко назначают по ст. 205.5 УК весьма суровые наказания: так, пятеро осужденных в Москве получили сроки от 15 до 18 лет лишения свободы, четверо осужденных в Казани – от 16 до 18 лет. С января по август 2017 года было возбуждено не менее 20 новых подобных уголовных дел (14 из них – в Татарстане) против как минимум 42 человек.

Кроме того, у нас вызывает сомнения оправданность приговора по ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма), в отношении имама московской мечети "Ярдям" Махмуда Велитова, приговоренного к 3 годам колонии общего режима за произнесенную в мечети поминальную речь по погибшему последователю "Хизб ут-Тахрир", якобы оправдывавшую террористическую деятельность. Однако мы не располагаем необходимыми для оценки этого дела сведениями.

Таким образом, всего по антиэкстремистским уголовным статьям в январе-августе 2017 года было вынесено как минимум 18 неправомерных приговоров в отношении 37 человек, еще как минимум 4 приговора против 4 человек вызывают у нас сомнения. При этом мы знаем примерно о двух десятках уголовных дел, возбужденных в этот период без должных оснований против почти четырех десятков человек (все это – не считая дел о причастности к "Хизб ут-Тахрир").

Эти цифры превосходят соответствующие цифры за первые восемь месяцев 2016 года (тогда, по нашим сведениям, было вынесено 13 неправомерных приговоров в отношении 14 человек). Однако следует отметить следующие тенденции: сокращение количества неправомерных преследований по уголовным статьям за "политические" высказывания, раздражающие власти (проукраинские, сепаратистские, направленные против представителей власти как социальной группы) и резкий рост преследований за высказывания религиозной тематики (оскорбление чувств верующих, возбуждение религиозной ненависти) и, особенно, за продолжение деятельности запрещенных религиозных объединений. Стоит также отметить, что в указанный период суды неоднократно пересматривали дела последователей запрещенных религиозных организаций, ужесточая приговоры, в частности, заменяя условные сроки реальными.

Иные преследования

Наша статистика применения статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), направленных на борьбу с экстремизмом, неполна настолько, что расходится с реальной на порядок, но позволяет, думаем, судить об общих тенденциях.

По-прежнему, больше всего злоупотреблений связано с применением ст. 20.29 КоАП о массовом распространении экстремистских материалов или их хранении с целью распространения, причем речь идет прежде всего о преследовании за распространение безосновательно запрещенной религиозной литературы. Мы знаем по крайней мере о 22 случаях неправомерного наложения штрафа по этой статье, одному человеку был назначен административный арест. Отметим также, что мы все чаще узнаем и о штрафах за ввоз признанных экстремистскими религиозных материалов в Россию.

В связи с приостановкой деятельности организаций Свидетелей Иеговы на время рассмотрения иска об их ликвидации штрафы по ст. 20.28 КоАП (организация деятельности религиозного объединения, приостановленной по решению суда) назначались верующим, продолжавшим тем не менее проводить религиозные собрания, нам известно несколько подобных случаев.

По ст. 20.3 КоАП о пропаганде и демонстрировании экстремистской символики с января по август нам известно около двух десятков необоснованных судебных решений, что также близко к показателям прошлого года, однако стоит отметить, что в этом году в половине случаев суды назначали административный арест, а не штраф, что неудивительно: неправомерному преследованию часто подвергаются активисты в дни оппозиционных мероприятий.

20 апреля 2017 года Верховный суд России вынес решение о признании Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России экстремистской организацией и его ликвидации. 17 июля Апелляционная коллегия Верховного суда отклонила жалобу на это решение, после чего оно вступило в силу. Согласно решению ликвидируется сам Управленческий центр и 395 местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы как его структурные подразделения (17 августа они были включены в перечень экстремистских организаций под номером 62), а их имущество обращается в доход государства. Свидетели Иеговы обжалуют это решение Верховного суда в Европейском суде по правам человека. Теперь любой последователь Свидетелей Иеговы в России может подвергнуться преследованию по ст. 282.2 УК. Первое, по нашим сведениям, такое дело уже было возбуждено в Курске: за вовлечение в деятельность запрещенной организации к ответственности привлечена местная жительница, распространявшая листовки Свидетелей Иеговы на рынке.

Отметим также громкий процесс о признании экстремистскими Библии в переводе Свидетелей Иеговы и еще трех их брошюр, завершившийся в конце августа запретом этих материалов, несмотря на очевидную несостоятельность доводов прокуратуры. С нашей точки зрения, запрет организаций и вероучительных текстов Свидетелей Иеговы, а также преследование верующих не имеют законных оснований и являются ярким проявлением религиозной дискриминации в России.

Если за соответствующий период в 2016 году Федеральный список экстремистских материалов пополнился почти на 600 пунктов, то в 2017-м он вырос всего на 185 пунктов (с 4016 по 4201). На снижении темпов роста и без того необозримого списка, судя по всему, сказался изданный в марте 2016 года приказ Генпрокуратуры, передавший подачу исков о запрете материалов за экстремизм в ведение прокуроров уровня субъектов федерации. Тем не менее, доля неправомерных запретов существенно возросла: с января по конец августа 2017 года в него неправомерно было включено более двух десятков пунктов (в те же месяцы 2016 года – около полутора десятков). Речь идет об исламской религиозной литературе, книге о христианках, подвергшихся гонениям за веру, брошюрах Свидетелей Иеговы и брошюре православных фундаменталистов, двух книгах и статье еврейских авторов, атеистических материалах, двух оппозиционных публикациях. То есть, и этот антиэкстремистский механизм в рассматриваемый период неправомерно применялся прежде всего в религиозной сфере.

Продолжали активно пополняться Единый реестр запрещенных сайтов, заблокированных по решению судов, и список сайтов, заблокированных Генеральной прокуратурой без суда по "закону Лугового", т.е. за призывы к экстремистской деятельности или несанкционированным публичным акциям. Первый из реестров включает в себя не менее 1022 пунктов с ресурсами, признанными экстремистскими, и пополнился в указанный период приблизительно на 114 пунктов, и это более чем вдвое больше количества пунктов, добавленных в реестр с января по август 2016 года; около двух десятков из них составляют неправомерно запрещенные сайты и страницы, большинство содержат религиозные материалы, прежде всего, исламские и Свидетелей Иеговы. В "реестре Лугового" около двух тысяч пунктов со страницами, он растет все быстрее и пополнился более чем на 800 пунктов за интересующий нас период, при этом однозначно неправомерно заблокированных страниц среди них единицы. Однако отдельно следует отметить, что более 200 пунктов "реестра Лугового" составляют материалы "Хизб ут-Тахрир", которые блокируют просто по ассоциации с запрещенной организацией, не рассматривая вопрос о том, содержится ли в них опасная пропаганда, в частности, блокируются сообщения о преследовании членов партии в России.

Ссылки на данную статью [1]