Неправомерный антиэкстремизм в декабре 2016 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в декабре 2016 года.

Уголовное преследование

Во второй половине декабря Приволжский окружной военный суд на выездном заседании признал тюменского блогера Алексея Кунгурова виновным в оправдании терроризма (ч. 1 ст. 205.2 УК) и приговорил его к двум годам и шести месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Защита намерена обжаловать приговор. Кунгуров, публицист, постоянный автор издательства "Алгоритм", бывший член "Комитета 25 января" Игоря Стрелкова, был привлечен к ответственности за опубликованную в личном блоге статью "Кого на самом деле бомбят путинские соколы". Как заявлял сам Кунгуров, претензии ФСБ были связаны с его утверждениями о том, что Россия не проводит бомбардировки территорий "Исламского государства", а помогает ему. Мы считаем приговор, вынесенный Кунгурову, неправомерным. Статья "Кого на самом деле бомбят путинские соколы" представляет собой анализ внутренней ситуации на Ближнем Востоке и не содержит, с нашей точки зрения, никаких призывов к терроризму. Правозащитный центр "Мемориал" признал Кунгурова политзаключенным.

В середине декабря стало известно, что месяцем ранее житель Калуги Роман Гришин стал подозреваемым по делу о возбуждении национальной ненависти (ч. 1 ст. 282 УК), с него была взята подписка о невыезде. Поводом послужил ролик "Новый хит из Харькова! Это, детка, рашизм…" на песню Бориса Севастьянова, который Гришин републиковал на своей странице в соцсети "ВКонтакте" в 2014 году. В 2015 году за публикацию в соцсетях клипа на ту же песню по ст. 20.3 КоАП (пропаганда или демонстрирование нацистской символики) подвергались аресту активисты из Краснодара. В песне Севастьянова содержится резкая критика российской государственной пропаганды и внешней политики в связи с действиями на Украине, характерными, по мнению автора, для тоталитарных режимов, однако в ней нет никаких агрессивных призывов. Видеоряд содержит изображения нацистской символики и эмблемы запрещенного ДПНИ. Однако, в данном случае, как и во многих других, демонстрирование нацистской символики не направлено на пропаганду нацистской идеологии. С нашей точки зрения, преследование за публикацию клипа, как по административной, так и по уголовной статье, является неправомерным.

Во второй половине декабря СК сообщил о возбуждении уголовного дела об унижении человеческого достоинства группы лиц, объединенных по признаку национальности (ч. 1 ст. 282 УК), в отношении преподавателя английского языка из Владивостока. Обвиняемый подписал явку с повинной и был помещен под домашний арест. Он признал, что 11 июля 2016 года, играя в волейбол на спортивной площадке на Набережной улице во Владивостоке, "употребил словосочетания и фразеологические обороты", унижающие достоинство русских. Мы полагаем, что дело возбуждено неправомерно. Из сообщения СК не следует, что обвиняемый призывал к каким-либо агрессивным действиям по отношению к русским или угрожал им насилием, а унижение достоинства, с нашей точки зрения, должно быть выведено из состава ст. 282 УК, так как не представляет серьезной общественной опасности. Кроме того, если высказывания преподавателя прозвучали не в присутствии многочисленных посетителей набережной, а могли быть слышны только находившимся на спортивной площадке участникам перебранки, их не стоило считать публичными.

В декабре в Петербурге было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды) в отношении Владимира Тимошенко. Согласно материалам дела, подозреваемый в январе 2015 года попросил знакомую опубликовать в одном из сообществ в социальной сети "ВКонтакте" текст, "содержащий высказывания, направленные на возбуждение вражды в отношении группы лиц по признакам принадлежности к социальной группе – сотрудникам правоохранительных органов". Мы склонны считать неправомерным обвинение в возбуждении ненависти к сотрудникам правоохранительных органов как социальной группе, поскольку с нашей точки зрения, ст. 282 УК должна защищать уязвимые группы населения, а не правоохранительные органы, защищенные другими статьями УК. Тимошенко был осужден в 2010 году в Новгородской области за попытку подготовки теракта (он намеревался подорвать стену Новгородского кремля, чтобы привлечь внимание к проблемам "России и русского народа") и отсидел пять с половиной лет в колонии строгого режима.

Во второй половине месяца в рамках уголовного дела, возбужденного следственным подразделением УФСБ, правоохранительные органы провели в Москве операцию по задержанию семерых сторонников исламского объединения "Таблиги Джамаат", все они были арестованы. В ФСБ считают, что задержанные члены ячейки, которой руководили "иностранные эмиссары", призывали к объединению мусульман московского региона и вовлекали их в противоправную деятельность, "проводили идеологическую обработку новых сторонников, изучали запрещенную литературу, обсуждали планы создания на территории РФ исламского государства "Халифат", новые участники движения направлялись на обучение и специальную подготовку в лагеря на территории Афганистана и Пакистана. Большинство обвиняемых признали, что участвовали в работе "Таблиги Джамаат", один из них сообщил, что ездил в Индию в штаб-квартиру движения, но причастным к экстремистской деятельности себя не считает. Международное религиозное движение "Таблиги Джамаат" в 2009 году было признано в России экстремистским. Мы расцениваем этот запрет как неправомерный, потому что объединение "Таблиги Джамаат" занимается пропагандой ислама и не было замечено в каких-либо призывах к насилию.


В начале декабря Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил жителя Махачкалы Гирея Аминова к пяти годам лишения свободы в колонии общего режима по ч. 2 ст. 205.5 УК за участие в деятельности религиозно-политической партии "Хизб ут-Тахрир", признанной в России террористической. Аминов был признан виновным в том, что вступил в "Хизб ут-Тахрир", принимал участие в занятиях по изучению ее деятельности и литературы, раздавал листовки и участвовал в пикетах.

В те же дни в Москве задержаны и позднее арестованы 12 человек, подозреваемых по ч. 1 либо ч. 2 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации) в причастности к "Хизб ут-Тахрир". По адресам их проживания в Москве и Подмосковье были проведены обыски, правоохранительные органы сообщили об изъятии религиозной литературы и материалов экстремистского характера. Следствие полагает, что задержанные проводили агитационные занятия по вовлечению граждан в деятельность партии.

Напомним, мы считаем неправомерным обвинение последователей "Хизб ут-Тахрир" в терроризме только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.).


Административное преследование

В декабре стало известно, что еще в середине ноября в Кемерово был на четверо суток арестован по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) общественный активист, националист Николай Нагайцев. Основанием для наказания стала публикация им в соцсети "ВКонтакте" скриншота с информацией о блокировке сообщества "Россия для русских". Обвинение представило в суде заключения экспертов, политолога и филолога по специальности, которые пришли к выводу, что фраза "Россия для русских" тождественна внесенному в Федеральный список экстремистских материалов лозунгу с твердым знаком в конце (п. 866). Мы полагаем, что информация о блокировке сообщества, название которого сходно с запрещенным лозунгом, сама по себе не является противозаконным призывом и ее распространение не должно ограничиваться. Нагайцев отбыл арест и подал апелляционную жалобу в Кемеровский областной суд.

В декабре стало известно, что в октябре-ноябре 2016 года в приграничном Урупском районе Карачаево-Черкесии за распространение запрещенных материалов организации были приговорены к штрафам в тысячу рублей четыре последовательницы Свидетелей Иеговы. О составлении протоколов в отношении Надежды Гераськовой и Светланы Кордияки мы сообщали ранее, кроме них были оштрафованы также Светлана Исаева и Алена Курганова.

В начале декабря стало известно, что суд оштрафовал местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы в Саранске (Республика Мордовия) на 150 тысяч рублей за хранение экстремистских материалов в целях массового распространения. Верующие утверждали, что запрещенные материалы были им подброшены. Ранее в этом году община Свидетелей Иеговы в Саранске уже была оштрафована, а затем получила прокурорское предупреждение о недопустимости экстремистской деятельности.

Во второй половине месяца Ленинский районный суд Воронежа приостановил на 45 суток деятельность местной религиозной организации Свидетелей Иеговы.Поводом послужило то, что общину признали виновной в распространении признанных экстремистскими брошюр, обнаруженных силовиками в октябре во время молитвенного собрания в местном спорткомплексе. Верующие заявляли, что литература была подброшена проводившими обыск. Ранее в Воронеже уже дважды штрафовали последователей Свидетелей Иеговы по ст. 20.29 КоАП.

В середине декабря стало известно, что Фурмановский городской суд оштрафовал на 2 тыс. рублей местного жителя по ст. 20.29 КоАП. Житель Фурманова был привлечен к ответственности в связи с тем, что добавил на страницу своего брата в соцсети "ВКонтакте" видеоролик, признанный экстремистским по решению Новоуральского городского суда Свердловской области от 18 ноября 2015 года. Это решение суда касается видеороликов "ЧИТАЙ! Абу Юсуф. Обращение к русским и украинцам" и "Я католичка и я попаду в Ад". За какой именно ролик наказали жителя Ивановской области, неясно. Мы считаем, что оба ролика признаны экстремистскими неправомерно и, соответственно, неправомерно и преследование за их распространение.


В начале декабря Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа приговорил местного активиста Дениса Ханьжина к трем суткам ареста по ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской атрибутики). Лидер общественной организации "Русский дух" Ханьжин, придерживающийся сталинистских убеждений, 30 октября пришел со своими соратниками на акцию жертв памяти политических репрессий на городской набережной Сургута. Активисты несли портреты Ежова, Ягоды и других расстрелянных при Сталине высших должностных лиц с подписью "Жертва сталинских репрессий". Сам Ханьжин держал в руках портрет казненного в 1946 году за коллаборационизм генерала Андрея Власова. Суд решил, что это изображение содержало нацистскую атрибутику, вероятно, сочтя таковой кокарду Русской освободительной армии (РОА) на фуражке: известно, что мундир Власова не содержал никаких других символов и знаков различия. Мы считаем, что привлечение Ханьжина к ответственности по ст. 20.3 КоАП неправомерно: активист не пропагандировал нацистскую идеологию и не выражал поддержку ее симпатизантам, а использовал образ Власова в качестве наглядного средства полемики с участниками акции памяти жертв репрессий. Однако российское законодательство не учитывает контекст демонстрирования запрещенной символики.

В конце декабря в Перми мировой суд рассмотрел дело по ст. 20.3 КоАП против местного жителя, двадцатилетнего Максима Симонова. Суд пришел к выводу, что не имеет права рассматривать дело по данной статье, и передал его в Кировский районный суд. Симонову вменяют в вину две публикации на его страницы в соцсети "ВКонтакте". Весной 2015 года он перепостил на своей странице запись из группы "Уютненькое Луркоморье", текст которой сопровождала иллюстрация — популярная картинка со словом "фашизм", переделанным в "рашизм", двуглавым орлом и гербом с колосьями, в центре которого расположена свастика. Кроме того, Симонов опубликовал на своей странице фотографию обложки книги, обнаруженной им на книжном развале во время поездки в Киев летом 2015 года. На обложке книги изображены свастика, серп и молот и современный российский герб. Мы выступаем против преследования по ст. 20.3 КоАП противников военных действий на Украине, которые используют нацистскую символику как полемический прием, обвиняя российские власти в приверженности политике тоталитарных режимов. Очевидно, что такая демонстрация нацистской символики не имеет ничего общего с пропагандой нацизма.


В конце декабря мировой суд судебного участка № 3 Советского района города Орла прекратил производство по делу, возбужденному по ч. 2 ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики) против пенсионера Андрея Неврова. Суд счел, что в действиях Неврова отсутствует состав административного правонарушения, поскольку они не подпадают под определение осквернения. В начале декабря Невров был задержан, когда проводил акцию против орловского губернатора Вадима Потомского: стоял на площади Ленина в Орле с макетом гроба с надписью "Ум, честь, совесть Потомского" и крестом на крышке. Ранее Неврова также несколько раз задерживали и обвиняли в мелком хулиганстве за акции с критикой местных властей, однако суды также прекращали административные дела. Мы согласны с решением суда: преследование Неврова по ст. 5.26 КоАП было неправомерно. Его акция имела исключительно политический смысл, а не религиозный, и, кроме того, нанесение креста на гроб в любом случае не может считаться оскорблением религиозного символа, так как крест – традиционный элемент оформления гробов.


Иные государственные действия

В начале месяца стало известно, что Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) совместно с МВД занимается подготовкой новой системы анкетирования студентов средних специальных учебных заведений и вузов. Анкетирование по замыслу авторов должно выявлять сочувствующих и склонных к восприятию экстремистских идей. Опробовать проект ведомства намерены в Москве после согласования со столичным правительством. Планируется, что анкетирование будет проводиться при подаче документов абитуриентами либо на первом курсе. Мы полагаем, что сама идея анкетирования имеет право на существование, поскольку не противоречит законодательству. Однако пока неясно, кто будет получать результаты таких исследований – руководители учебных заведений, центры по противодействию экстремизму МВД, ФСБ или какие-либо еще структуры, и как они будут распоряжаться этими результатами. Мы опасаемся, что правоохранительные органы будут смешивать критический образ мышления респондентов с приверженностью экстремистской идеологии. Кроме того, при реализации инициативы необходимо исключить дискриминацию абитуриентов и студентов в учебном заведении в зависимости от результатов анкетирования, а также обеспечить подлинно добровольный характер участия в нем.