Неправомерный антиэкстремизм в августе 2016 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в августе 2016 года. 


Нормотворчество

4 августа 2016 года Роскомнадзор опубликовал проект документа, вводящего критерии оценки информации, согласно которым уполномоченными ведомствами и судом могут приниматься решения о включении веб-страниц в Единый реестр запрещенных сайтов. В частности, в проекте указано, что страницы могут вноситься Роскомнадзором в Единый реестр и в том случае, если по ним нет решений, но они соответствуют описанию материалов, которые уже внесены в этот реестр. Мы опасаемся, что легализация внесудебной блокировки Роскомнадзором зеркал ранее заблокированных сайтов и страниц с содержанием, аналогичным заблокированному, на практике может привести к злоупотреблениям - по крайней мере применительно к страницам, которые суды запрещают как экстремистские, причем не всегда правомерно.


Уголовное преследование

В августе 2016 года нам стало известно, что еще 3 июня 2015 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми признал русского националиста Юрия Авдошкина виновным по ч. 2 ст. 280.1 УК (публичные призывы к сепаратизму, совершенные с использованием Интернета). Его приговорили к 200 часам обязательных работ и освободили от наказания по амнистии. Суд установил, что Авдошкин, "действуя из сепаратистских соображений", в комментариях к статье на одном из интернет-сайтов разместил текст, содержавший публичные призывы к выходу Республики Коми из состава Российской Федерации. Мы не знаем, публикация какого текста вменялась националисту, но маловероятно, что Авдошкин, получивший известность как сопредседатель националистической организации "Рубеж Севера" и председатель объединения "Русские" в Республике Коми, всерьез призывал к отделению Республики Коми от России. Кроме того, мы считаем, что преследования заслуживают лишь призывы к насильственному сепаратизму, а указаний на такие призывы в решении суда нет.

В начале августа мы узнали о приговоре Мухидину Юсупову по ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к совершению экстремистской деятельности) и ч. 1 ст. 282 УК (действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства группы лиц по признакам пола, расы национальности, языка, происхождения, отношения к религии, совершенные публично). Юсупов был приговорен к четырем годам колонии с двухлетним запретом на занятие общественных и политических должностей за то, что, находясь в СИЗО в Москве, призывал сокамерников к участию в религиозной борьбе на территории Сирии и допускал высказывания, возбуждающие ненависть к сотрудникам полиции. Мы считаем приговор Юсупову как минимум частично неправомерным: с нашей точки зрения, сотрудники полиции не относятся к уязвимым категориям населения, нуждающимся в защите от проявлений ненависти по ст. 282, а также полагаем, что едва ли высказывания Юсупова в присутствии трех сокамерников можно считать публичными.

В середине августа в Твери был оглашен приговор по делу Шамиля Казакова, которого за комментарии к видео о дискриминации при приеме на работу в полицию обвинили по ч. 1 ст. 282 в возбуждении ненависти к социальной группе "сотрудники полиции УМВД России по Тверской области" и ст. 319 УК (оскорбление представителя власти). Казаков был оправдан по ст. 282 и приговорен к 10 месяцам исправительных работ по ст. 319. Мы приветствуем решение суда, так как считаем, что обвинение по ст. 282 было необоснованным. Гневные высказывания Казакова касались конкретных лиц, а не сотрудников полиции в целом. Кроме того, мы полагаем, что полицейские не относятся к числу уязвимых групп, требующих защиты в виде антиэкстремистского законодательства, а неясное понятие социальной группы вообще является источником для злоупотреблений и должно быть исключено из состава антиэкстремистских статей.

В Ульяновске 23-летнему активисту коалиции "Левый блок" Даниле Алферьеву было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 282 (возбуждение социальной ненависти). Претензии правоохранительных органов к Алферьеву связаны с его выступлением на митинге 7 ноября 2014 года. В нем активист, перефразируя получившую известность речь лидера московского отделения Евразийского союза молодежи Андрея Коваленко, призывал "зачистить" находящуюся в Госдуме "пятую колонну", принять участие в конфликте в Донбассе и "зачистить Россию от оккупации" – после получения соответствующего приказа Геннадия Зюганова. С нашей точки зрения, слова Алферьева не подпадают под действие ст. 282 УК: мы полагаем, что власти не составляют уязвимой социальной группы, нуждающейся в защите в виде антиэкстремистского законодательства. Вопрос о том, можно ли интерпретировать речь активиста в духе ст. 280 УК (призывы к экстремистской деятельности), спорен: призывы Алферьева нельзя расценить как прямые, а общественная опасность взывания к Зюганову, дабы тот подтолкнул молодежь к неповиновению, явно невелика.

В Железногорске Красноярского края было возбуждено дело по ст. 282 УК в отношении местного экологического активиста Федора Марьясова. По его словам, дело касается возбуждения ненависти по признаку принадлежности к социальной группе "атомщики". Активист считает, что возбуждение уголовного дела связано с его критикой действий Росатома при строительстве могильника в Железногорске. Мы выступаем против использования антиэкстремистского законодательства в качестве инструмента давления на активистов. Кроме того, с нашей точки зрения, уголовное дело в данном случае возбуждено неправомерно: атомщики не образуют уязвимой социальной группы, нуждающейся в особой защите по ст. 282 УК.

В течение августа нам стало известно о нескольких обвинительных приговорах по делам сторонников "Хизб ут-Тахрир". 4 августа Московский окружной военный суд вынес приговор в отношении мусульман - Ришата Гирфанова, Данила Кунакбаева, Дениса Загитдинова и Василия Ткачева. Они признаны виновными по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации), каждый из них приговорен к восьми годам лишения свободы.

В тот же день Верховный суд России оставил в силе приговор, вынесенный 12 мая 2016 года в отношении пятерых мусульман Башкирии, обвинявшихся в сотрудничестве с "Хизб ут-Тахрир". Вилюр Байсуаков, Рустам Зайнуллин, Алмаз Каримов, Руслан Рыскулов и Айрат Мустаев были признаны виновными по ч. 2 ст. 282.2 (участие в деятельности экстремистской организации) и по ч. 2 ст. 205.5 УК и приговорены к срокам от пяти до шести лет лишения свободы в колонии общего режима. Ранее СМИ не сообщали об этом приговоре. Некоторая его странность состоит в том, что две статьи в приговоре описывают одно и то же действие осужденных (до появления в УК ст. 205.5 оно квалифицировалось по ст. 282.2).

В середине месяца в Санкт-Петербурге был вынесен приговор трем членам "петербургской ячейки" "Хизб ут-Тахрир". Карим Ибрагимов был приговорен к 17 годам, а Эльдар Рамазанов - к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима по ч. 1 ст. 205.5, Ильяс Кагиров получил 5 лет колонии общего режима по ч. 2 ст. 205.5 УК.

Преследование членов "Хизб ут-Тахрир" по антитеррористическим статьям только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.) мы считаем неправомерным.


Административное преследование

В начале августа стало известно, что в июле в Сочи на 1 тысячу рублей по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (публичное демонстрирование нацистской атрибутики) был оштрафован местный житель С. Герасименко, разместивший в интернете объявление о продаже за 100 рублей нагрудного знака войск СС (ваффен-СС). Решением суда предмет правонарушения был конфискован. Мы считаем, что конфискация антикварного товара в таких случаях неоправданна, так как он представляет для продавца материальную ценность, а вовсе не орудие пропаганды.

Лидер новосибирского отделения Партии народной свободы (ПАРНАС), кандидат в Госдуму Егор Савин в начале августа сообщил, что в его отношении возбуждено дело по ст. 20.3 КоАП. Кандидат утверждал, что ему вменяют публикацию изображения со свастикой в соцсети "ВКонтакте", к которой он не имеет никакого отношения. Согласно российскому избирательному законодательству, граждане, подвергнутые наказанию за совершение административного правонарушения по 20.3 КоАП, не могут быть избраны, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, то есть в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Кроме того, в конце месяца в Оленегорске Мурманской области несовершеннолетний местный житель был оштрафован по ч. 1 ст. 20.3 КоАП за размещение в соцсети "ВКонтакте" изображение с символикой Национал-большевистской партии (НБП), которая признана в России экстремистской организацией. С нашей точки зрения, сам запрет НБП был неправомерным, следовательно, неправомерны и попытки пресечь демонстрацию символики организации.

В августе нам стало известно об одном случае привлечения к ответственности по ст. 20.29 КоАП за массовое распространение материалов, признанных экстремистскими неправомерно. Еще 7 июля Верхнекамский районный суд оштрафовал заключенного исправительной колонии № 27 В. Дубовика по ст. 20.29 КоАП за распространение в колонии неправомерно запрещенной книги "Основы веры в свете Корана и Сунны".

В Якутске на 5 тыс. рублей по ч. 1 ст. 6.17 КоАП (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию) была оштрафована директор Якутского технологического техникума сервиса. Правоохранительные органы в ходе проверки установили, что контент-фильтры, установленные на компьютерах техникума, не исключают доступа к экстремистским материалам. Мы считаем, что программы контентной фильтрации, как правило, малоэффективны и персонал учебных заведений не должен нести за это ответственность.

По ч. 2 ст. 6.17 КоАП (неприменение лицом, организующим доступ к распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей информации в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию) в августе были оштрафованы четыре предприятия общественного питания и один компьютерный клуб в Барнауле и Бийске Алтайского края, а также кемеровское кафе "Аврора". Основанием для этих решений стало то, что из этих заведений можно было через интернет получить доступ к экстремистским материалам. Мы выступаем против привлечения к ответственности за отсутствие контент-фильтрации администрации кафе, интернет-кафе, гостиниц и других подобных заведений, поскольку они рассчитаны не только на детей (надзор за которыми осуществляют родители), но и на взрослых пользователей, чьи права не должны ограничиваться.


Запрет материалов за экстремизм и другие государственные меры

В августе 2016 года в Федеральный список экстремистских материалов было добавлено второе издание на русском языке книги салафитского богослова из Саудовской Аравии Мухаммада ибн Салиха аль-Усаймина "Комментарии к трем основам". Книга была признана экстремистской 19 мая 2016 года Альметьевским городским судом Республики Татарстан, и мы считаем это решение неправомерным.

В конце августа избирательная комиссия Волгоградской области запретила распространение ряда печатных агитационных материалов, аудио- и видеороликов кандидатов в депутаты Госдумы от Партии народной свободы (ПАРНАС) Игоря Конотопова и Вадима Меркулова. В избиркоме заявили, что материалы содержат признаки клеветы и оскорблений в адрес Владимира Путина, а также могут свидетельствовать об экстремистской деятельности кандидатов. Мы сомневаемся в обоснованности этих выводов.

Помимо этого, в августе Министерство культуры России отозвало прокатное удостоверение фильма "Зов Космической эволюции" о семье Рерихов и рериховском движении на том основании, что в нем демонстрируется нацистская символика. Однако речь здесь идет о кадрах кинохроники, и демонстрирование нацистской символики в данном случае явно не преследовало целей пропаганды соответствующей идеологии.