Роскомнадзор потребовал от Центра "Сова" удалить со страниц сайта справочное пособие об ультраправых и их символике

Центр «Сова» во избежание блокировки был вынужден удалить со страниц своего сайта русскую адаптацию книги шведского исследователя Хокана Гестрина «Крайне правые и их символика».

Недавно, 15 марта 2016 года, Центр «Сова» получил два письма от Роскомнадзора. В них нам сообщали, что две страницы нашего сайта содержат противозаконную информацию и должны быть удалены, иначе сайт будет заблокирован. Мы законопослушно сделали то, что потребовал Роскомнадзор и уведомили его об этом, но теперь хотели бы поделиться своими сомнениями в этой связи.

Речь шла о двух страницах небольшого справочного пособия, которое было сделано еще в 2008 году в рамках совместного проекта «Совы» и шведского антифашистского исследовательского центра и журнала «EXPO». Для тех, кто не в курсе истории шведского антифашизма, скажем, что одним из основателей издания был Стиг Ларрсон, хорошо известный по своей детективной трилогии, но лучше почитать об «EXPO» хоть здесь.

Пособие представляло собой русскую адаптацию книги шведского исследователя Хокана Гестрина «Крайне правые и их символика», вышедшей в Стокгольме осенью 2007 года, дополненную главой о символике российских праворадикалов. Как и многие аналогичные ему пособия в других странах, оно было адресовано в первую очередь учителям, сотрудникам полиции и другим людям, которые сталкиваются с ультраправыми проявлениями, в первую очередь – в молодежной среде, и нуждаются в некоторых фактических знаниях об этом малоприятном предмете, в том числе об используемой символике.

Сперва мы распространяли пособие на CD, а через несколько лет, когда перестал работать первоначальный сайт проекта http://www.symbolsofhate.com, выложили его на наш сайт (по адресу http://www.sova-center.ru/sh). За эти годы разные люди, от учителей до экспертов, благодарили нас за работу.

Но в конце прошлого года прокуроры Кировской области обратили внимание на наше пособие уже в другом смысле: они нашли в нем нечто противозаконное, буквально – «информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В результате 26 октября 2015 года Ленинский районный суд г. Кирова, а 16 декабря Куменский районный суд Кировской области признали каждый по одной (из всего десяти) странице пособия. Центр «Сова» никак об этих судебных процессах уведомлен не был ни до, ни после них, так что впервые мы о них услышали именно 15 марта 2016 года от Роскомнадзора. К сожалению, из стандартизованных сообщений Роскомнадзора нельзя понять, какие именно нарушения закона усмотрели эти два суда.

Мы предлагаем вам самим составить мнение об этом, благо пособие по-прежнему доступно - на сайте известной голландской организации Magenta, давно борющейся с расизмом и дискриминацией, в особенности – в интернете.

Мы же можем только предположить, что дело, собственно, в предмете, которому посвящено пособие, - в символике ультраправых. Среди приводимых в пособии символов есть немало тех, которые относятся к нацистским символам, начиная со свастики, или к символике запрещенных уже в России за экстремизм организаций. «Пропаганда и публичное демонстрирование» такой символики запрещены законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Таким образом, прокуроры и судьи в Кировской области могли бы даже прийти к выводу, что наше пособие является экстремистским материалом, но все же так далеко они не зашли и ограничились решением о противозаконности отдельных его страниц.

Если наша гипотеза о причинах этих двух судебных решений верна, то мы здесь в очередной раз сталкиваемся с упорным нежеланием учитывать контекст использования той или иной символики. Учет контекста – вообще слабое место российского антиэкстремистского правоприменения. Совсем несложно было посмотреть, чем занимается Центр «Сова», что в целом публикуется на нашем сайте, и понять, что уж в пропаганде нацизма и смежных с ним идей нас упрекнуть трудно. Ну, примерно так же трудно, как советские фильмы о войне, где тоже регулярно можно видеть свастику.

И все же мы удалили пособие и вынуждены теперь ограничиваться ссылкой выше на сайт Magenta, так как не хотели, чтобы наш сайт был заблокирован. Возможно, мы бы и смогли оспорить в суде такую блокировку, но вряд ли быстро.

Эта история снова обращает внимание на крайне неудачные формулировки в законодательстве, касающиеся запрещенной символики. В первую очередь этого касается ст. 20.3 КоАП, которая считает правонарушением «пропаганду ЛИБО публичное демонстрирование» всей экстремистской символики (что бы это ни значило), то есть правонарушением должно считаться и демонстрирование без цели пропаганды, а даже и с противоположной целью. И хотя последовательное применение такой нормы просто невозможно, хотя бы из-за тех же фильмов, но случаев преследования «за свастику» тех, кто был крайней далек от пропаганды нацистских идей, в практике уже и так немало. Процитируем наш недавний доклад: «В 2015 году мы отметили 39 случаев наложения санкций за демонстрацию нацистской или экстремистской символики, явно не нацеленную на опасную пропаганду, что приблизительно в пять раз больше, чем годом ранее».

Решение проблемы была бы просто замена фразы «пропаганду либо публичное демонстрирование» в части 1 статьи на фразу «публичное демонстрирование в целях пропаганды», по аналогии с частью 2 той же статьи. И аналогичную поправку надо внести в ст. 1 самого закона «О противодействии экстремистской деятельности».