Неправомерный антиэкстремизм в апреле 2015 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в апреле 2015 года.

Нормотворчество

В конце апреля Совет Федерации утвердил законопроект, согласно которому ст. 13.15 КоАП (злоупотребление свободой массовой информации) будет дополнен частью пятой, вводящей для юридических лиц штрафы за "производство и выпуск продукции средства массовой информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и (или) материалы, публично оправдывающие терроризм, и (либо) другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности". 2 мая закон был подписан президентом. Размер штрафов предусматривается от 100 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Исключения предусмотрены для составов правонарушений ст.ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ, за которые ответственность уже установлена. Таким образом, создается административная альтернатива целой серии "пропагандистских" статей УК, что можно было бы даже приветствовать, однако процедура осуждения по КоАП гораздо проще, чем по УК, поэтому есть основания опасаться серьезных злоупотреблений.

В конце апреля стало известно, что в результате общественного обсуждения проекта ведомственного приказа Роскомнадзора из текста был исключен пункт об осуществлении "мониторинга сайтов или страниц сайтов в сети "Интернет" с целью выявления информационных ресурсов в сети "Интернет", на которых размещена информация, идентичная информации, содержащейся в требовании Генерального прокурора или его заместителей". На такой шаг ведомства повлияли отрицательные отзывы экспертов, указавших на неопределенность понятия "идентичная информация" и, главное, на то, что это положение вступает в противоречие с федеральным законодательством, по которому право направлять требование по блокировке сайтов "с информацией, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка", имеет только Генеральная прокуратура. Роскомнадзор добивался для себя права самостоятельно блокировать копии информации, подлежащей блокировке по распоряжению Генпрокуратуры. Напомним, мы выступаем против самого "закона Лугового", санкционировавшего блокировку сайтов во внесудебном порядке.

Уголовное преследование

В апреле стало известно о приговоре, вынесенном Московским окружным военным судом жителю Старой Руссы Антону Изокайтису. Он был приговорен к 2,5 годам колонии-поселения по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (публичное оправдание терроризма), ч. 1 ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), ч. 1 ст. 282 УК РФ (действия, направленные на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам национальности). Изокайтис поплатился за скандал в отделении полиции, куда его доставили за мелкое хулиганство в Новый год (1 января 2015 года). По версии следствия, "выражая негативное отношение к русским, желая оправдать осуществление в отношении них террористической деятельности… в присутствии нескольких человек высказал поддержку и положительную оценку действиям, совершенным в декабре 2013 года в г. Волгоград, связанным с взрывами железнодорожного вокзала и троллейбуса, содержащим признаки террористического акта. Кроме того, желая возбудить ненависть и вражду к русским, он высказал в грубой нецензурной форме фразы о необходимости применения к ним насилия, содержавшие оскорбляющие и унижающие их достоинство характеристики". Мы считаем приговор, вынесенный Изокайтису, неправомерным. Изокайтис высказывался в пределах отделения полиции и адресовался к небольшой группе, т.е. его действия нельзя считать публичными. Кроме того, дата и обстоятельства задержания наводят на подозрения, что все эти высказывания нельзя квалифицировать как умышленные деяния, описанные в соответствующих статьях УК.

В начале апреля Мещанский межрайонный следственный отдел ГСУ СКР по материалам проверки прокуратуры Москвы возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти и вражды, а также унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к ветеранам Великой Отечественной войны). Дело было возбуждено по факту продаже в торговом центре "Центральный Детский магазин на Лубянке" (ЦДМ) бюстов и фигурок солдат и офицеров нацистской Германии. В тот же день прошли допросы обыски в квартирах и офисах продавцов компании "Техника молодежи", владеющей магазином, продававшим фигурки. Из этого магазина и из других торговых точек были изъяты фигурки солдат и военной техники с нацистской символикой. Кроме того, по ошибке было внесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремизму директору ОАО "Детский мир", компании, не имеющей отношения к ЦДМ. Как выяснилось, фигурки и бюсты, ставшие поводом для возбуждения уголовного дела, относились к числу коллекционных и не были предназначены для детских игр. С нашей точки зрения, возбуждение уголовного дела по ст. 282 УК неправомерно, поскольку в факте продажи моделей нет никаких признаков преступления, предусмотренных этой статьей. В подобной ситуации можно было бы ожидать административного преследования по ст. 20.29 КоАП (пропаганда и публичная демонстрация нацистской атрибутики или символики), применение которой, впрочем, также сомнительно, поскольку моделисты, демонстрируя запрещенную символику, как правило, не пропагандируют нацистские идеи. Мы полагаем, что продавцам следовало убрать изображения нацистских солдат и офицеров с открытой витрины и ограничиться текстовым каталогом.

В середине апреля мы узнали о том, что было прекращено судопроизводство по делу, возбужденному по ст. 282 УК против жителя Ижевска Шамиля Гареева. Гарееву вменялось в вину размещение на его сайте falundafa.udm.ru в 2012 году книги "Фалунь Дафа". Эксперты сочли, что содержание книги идентично содержанию запрещенной книги Ли Хунчжи "Чжуань Фалунь" и заявили, что в ней имеются пропаганда превосходства идей и взглядов Ли Хунчжи над другими и "негативные и враждебные высказывания о православном христианстве". Кроме того, следствие привело двух свидетелей, заявивших, что книга задевает их религиозные чувства. Это первое известное нам уголовное дело против последователя Фалуньгун. Напомним, российские власти безосновательно чинят разнообразные препятствия распространению китайской духовной практики Фалуньгун; как экстремистские запрещены несколько материалов Фалуньгун, включая книгу ее основоположника "Чжуань Фалунь". Российские суды сочли, что книга пропагандирует превосходство приверженцев идеологии Фалуньгун над другими людьми. С нашей точки зрения, книга не содержит никаких признаков экстремизма. Что касается пропаганды истинности собственных убеждений, она не может расцениваться как возбуждение ненависти.

Московский окружной военный суд на выездном заседании в Уфе в начале месяца вынес приговор четырем членам "Хизб ут-Тахрир" - Евгению Кулагину, Расиму Сатаеву, Алексею Хамадееву и Айдару Гарифьянову. Они признаны виновными по ч. 1 ст. 30 ст. 278 УК РФ (покушение на насильственный захват власти) и ч. 1 ст. 205.1 УК РФ (содействие террористической деятельности). Все они были задержаны в начале ноября 2012 года в Уфе в рамках расследования уголовного дела по ч. 1. ст. 282.2 УК РФ (организация деятельности экстремистской организации). Суд признал, что в 2011-2012 годах все четверо "беседовали с прихожанами мечетей, склоняя их к участию в террористической организации", "изучали с ними экстремистскую литературу и видеоматериалы, построенные на приемах манипуляции, а также проводили собрания и конференции, пропагандируя нетерпимость к другим религиям". Кулагин был приговорен к 7 годам лишения свободы, Сатаев – к 6,5 годам, Хамадеев и Гарифьянов – к 6 годам в исправительной колонии строгого режима. Им также назначено наказание в виде последующего ограничения свободы на 1 год. Напомним, мы считаем неправомерным обвинение последователей "Хизб ут-Тахрир" в террористических преступлениях и покушении на переворот  только на основе партийной деятельности (проведения собраний, чтения литературы, и т.п.).

Административное преследование

По ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов или их хранение с целью распространения) в апреле, по нашим данным, было неправомерно привлечено к ответственности пять человек и одно юридическое лицо. Среди них трое Свидетелей Иеговы (двое жителей и община Черкесска (Пермский край) и житель Тихорецка (Краснодарский край)), оштрафованных за распространение запрещенных брошюр. Житель Кунгура (Пермский край) получил пять суток административного ареста за то, что разместил в соцсети ссылку на безосновательно запрещенный фильм "Чудеса Корана". Имам мечети в Нижнем Ломове (Пензенская область) подвергся штрафу за то, что в мечети была обнаружена брошюра "Созвездие праведных халифов" Османа Нури Топбаша, решение о запрете которой было отменено.

По ст. 20.3 КоАП за демонстрирование нацистской символики, не имевшее идеологической подоплеки, было оштрафовано два человека. Блогер из Омска был привлечен к ответственности за публикацию в соцсети фотографий надписей на заборах, которые он коллекционирует: на двух из них присутствовала свастика. Сергей Вилков, журналист и антифашист из Саратова, подвергся штрафу за публикацию в соцсети, относящуюся к 2011 году. Вилков тогда отреагировал на согласование местными властями "Русского марша", разместив на своей странице коллаж с символикой "Единой России" и свастикой.

За несовершенство контент-фильтров, которые в принципе не могут отсеять весь запрещенный контент, по ст. 6.17 КоАП (нарушение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию) были привлечены к ответственности кафе-булочная в Пензенской области и двое директоров школ из Нерюнгри (Республика Саха (Якутия)).

В отношении информагентства "Крымские новости" (QHA) в апреле был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 13.15 КоАП (распространение информации об экстремистской организации без упоминания о ее запрете). При этом информация о таких организациях была представлена на сайте агентства еще до присоединения Крыма. Кроме того, в 2015 году агентство "Крымские новости" получило отказ в регистрации в Российской Федерации и с 1 апреля перенесло офис в Киев.

Запрет и блокировка материалов за экстремизм, и вынесение предупреждений

Здесь мы отметим только наиболее примечательные случаи.

В конце марта карельский сайт организации "Stop the occupation of Karjala" и страница организации в соцсети были внесены в Федеральный список экстремистских материалов (п. 2675) и заблокированы. Петрозаводский городской суд вынес соответствующее решение в январе 2015 года на основании результатов лингвистической экспертизы, установившей, что материалы сайта "содержат в себе информацию, нацеленную на возбуждение ненависти и вражды по национальному признаку". С нашей точки зрения, решение суда не основано на реальных фактах: сайт содержит лишь призывы к референдуму об отделении. 

В конце апреля в Федеральный список экстремистских материалов был добавлен пункт, отражающий вынесенное в январе 2015 года Курганским городским судом решение о признании экстремистским "изображения лидера украинской радикальной националистической организации "Правый сектор" Д. Яроша с его высказыванием: "Когда я войду в Москву, то лично спилю все турники, чтобы Русь никогда не встала с колен!", размещенное на одной из страниц социальной сети "ВКонтакте"". В том случае, если пункт списка адекватно передает содержание запрещенного материала, Курганский городской суд вынес неправомерное решение: запрет организации "Правый сектор" не распространяется на публикацию изображений его главы, смутное высказывание, сопровождающее изображение, не подпадает под определение экстремизма. 

В конце апреля Петропавловск-Камчатский городской суд признал экстремистскими материалами три статьи камчатского журналиста Игоря Кравчука. Суд согласился с мнением прокуратуры Камчатского края, что в материалах содержатся "высказывания, содержащие призывы к насилию над гражданами, к возбуждению социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, могут оказать побудительное воздействие на сознание, волю и поведение читателей". Статьи действительно написаны чрезвычайно резко, в стиле, характером скорее для социальных сетей, чем для СМИ (в том числе с использованием ненормативной лексики), с позиций неприятия действующей власти, в том числе президента Путина ("кремлежулики" и т. д.). Тем не менее, мы не нашли в них призывов к насилию и к возбуждению социальной розни. Признание их экстремистскими представляется нам неправомерным.

Прокуратура Карасунского округа Краснодара в начале апреля внесла организатору концерта Noize MC, запланированного на 10 апреля 2015 года, предостережение о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии экстремистской деятельности. В качестве основания для вынесения предостережения прокуратура указала следующее: "Установлено, что в августе 2014 года группа "Noize MC" выступила на фестивале Kubana, где солист группы Иван Алексеев выражал несогласие с позицией Российской Федерации по отношению к событиям, происходящим в Украине". В результате живой концерт Noize MC в Краснодаре был отменен и прошел в режиме онлайн-трансляции из Москвы. На наш взгляд, предостережение было объявлено неправомерно, так как несогласие с позицией Российской Федерацией не является признаком экстремистской деятельности.