Неправомерный антиэкстремизм в марте 2013 года

Мы публикуем обзор основных и наиболее показательных событий в сфере неправомерного применения антиэкстремистского законодательства в России в марте 2013 года.

Нормотворчество

В середине марта стало известно, что законопроект об оскорблении религиозных чувств, получивший официальный отрицательный отзыв Правительства РФ, не был отозван из Думы, а рассматривается в плановом порядке. На апрель намечено рассмотрение законопроекта в первом чтении. Он должен быть приставлен в неизменном виде, то есть, с предложением внести в УК ст. 243.1 УК (оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и/или осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний). Основные правки и изменения планируется внести ко второму чтению. Тогда, возможно, ст. 243.1 будет исключена из текста проекта, а ст. 148 УК (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания), напротив, расширена за счет именно "оскорбления чувств" и переименована (в "Нарушение права на свободу совести и вероисповедований"), при этом наказание по ней ужесточено (до трех лет лишения свободы).

В последних числах месяца в Госдуму Правительством был внесен законопроект "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"". Авторы законопроекта предлагают дополнить 9 главу действующего закона ("Создание религиозных организаций") пунктом 3, в котором речь идет о запрете становиться учредителем или членом религиозной организации иностранцам или лицам без гражданства, "в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ", лицам, чья деятельность признана судом экстремистской, либо подпадающим под закон о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. Поскольку нередки случаи, когда религиозных или религиозно-политических активистов преследуют неправомерно, мы опасаемся, что религиозные организации, с которыми такие активисты связаны, столкнутся с поражением в правах. Ведь в законе "О свободе совести" не содержится определение членства в религиозной организации, что создает большой простор для злоупотреблений.

В конце марта стало известно, что Минкомсвязи подготовило изменения во временный порядок ведения реестра запрещенных сайтов, действующий с конца октября 2012 года. Обязанности по ведению реестра, возложенные сейчас на Роскомнадзор, планируется передать организации, выбранной самим Роскомнадзором. Министерство также предложило расширить реестр сведениями о владельце запрещенного сайта либо запрещенной страницы (сейчас такие сведения из реестра получить нельзя); не вполне понятно, впрочем, как это осуществить технически, например, в случае блога или страницы на бесплатном хостинге.

Уголовное преследование

В марте 2013 года было вынесено два неправомерных, с нашей точки зрения, приговора по уголовным статьям.

В первых числах месяца Октябрьский районный суд Архангельска вынес приговор по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) президенту ассоциации поморов Архангельской области Ивана Мосеева; он был признан виновным и приговорен к штрафу в 100 тысяч рублей. Напомним, Мосеева обвиняли в том, что он оставил на сайте информационного агентства "Эхо Севера" комментарий под ником "Поморы", оскорбляющий этнических русских. Высказывание, послужившее поводом для возбуждения дела, с нашей точки зрения, не заслуживало внимания правоохранительных органов. В середине марта защита Мосеева обжаловала приговор. Адвокаты указывают, что он был основан на экспертизе, выполненной с нарушениями законодательства, поскольку эксперт в заключении дал ответы на вопросы, входящие исключительно в компетенцию суда.

Во второй половине марта мировой суд в Оренбурге вынес приговор по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) Александру Шудобаеву, признав его виновным в создании ячейки запрещенной религиозной организации "Таблиги Джамаат" в мечети "Сулеймания" в Оренбурге. Шудобаев был приговорен к штрафу в размере 200 тысяч рублей. Запрет "Таблиги Джамаат" мы считаем неоправданным, поскольку его участники не проповедуют насилие и нет свидетельств того, что они причастны к какой-то противозаконной деятельности, следовательно, неправомерен, с нашей точки зрения, и данный приговор.

В начале месяца в Санкт-Петербурге в рамках расследования дела по ч. 1 ст. 282.2 (организация деятельности экстремистской организации) было задержано 10 человек по подозрению в причастности к деятельности запрещенной организации "Нурджулар". У них были проведены обыски, правоохранительные органы сообщали об изъятии запрещенной религиозной литературы. На следующий день девять из десяти задержанных были отпущены из-под стражи, десятый же был незаконно арестован до конца апреля. Напомним, арест подозреваемых в совершении преступлений небольшой тяжести возможен лишь при наличии исключительных обстоятельств; в данном случае таковых не было. Мы считаем неправомерным запрет организации "Нурджулар", в реальности никогда не функционировавшей на территории России. С нашей точки зрения, верующие, изучающие книги турецкого богослова Нурси, которые в России запрещают без должных оснований, не должны подвергаться преследованию.

В те же дни Нижегородский районный суд удовлетворил ходатайство адвокатов по делу Антифа-RASH и прекратил против подсудимых судопроизводство по ч. 2 ст. 282.1 УК (участие в экстремистском сообществе), п. "б" ч. 2 ст. 115 и п. "б" ч. 2 ст. 116 (соответственно, умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы) в связи с истечением срока давности. Таким образом, трое подсудимых обвиняются теперь лишь по ч. 2 ст. 213 (хулиганство, совершенное организованной группой лиц либо связанное с сопротивлением представителю власти); обвинения в экстремистских деяниях с них сняты.

В середине месяца президиум Мосгорсуда отказал в удовлетворении надзорной жалобы на приговор Хамовнического районного суда и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда в отношении участниц акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя. Президиум Мосгорсуда посчитал, что проведение акции в публичном месте, то есть, в храме и факт распространения в сети ролика с ее записью свидетельствует о направленности акции на грубое нарушение общественного порядка и умышленное возбуждение ненависти. Отметим, что Мосгорсуд не прислушался к мнению Уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина, ходатайствовавшего об отмене приговора участницам Pussy Riot. С точки зрения омбудсмена, участницы панк-группы нарушили лишь "внутренние правила поведения в здании храма", что нельзя расценивать как грубое нарушение общественного порядка. Лукин также подчеркивал, что обвинению не удалось доказать наличие у подсудимых мотивов религиозной ненависти.

В середине марта Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) рассмотрел жалобы Юсупа Касымахунова и Марата Сайбаталова, осужденных в России по обвинению в принадлежности к "Хизб ут-Тахрир" и терроризме. В жалобе было указано, что решение об их осуждении как членов "Хизб ут-Тахрир" принималось до того, как было опубликовано принятое в закрытом режиме решение Верховного суда РФ о запрете этой организации как террористической. ЕСПЧ согласился с доводами осужденных и указал на нарушение российскими судами ст. 7 Европейской конвенции о защите прав человека, которая гласит, что "никто не может быть признан виновным в совершении какого-либо уголовного преступления, которое согласно действовавшему в момент его совершения внутреннему или международному праву не являлось уголовным преступлением". В то же время ЕСПЧ признал, что не всякое преследование государством членов "Хизб ут-Тахрир" неправомерно. Антисемитские и оправдывающие насилие заявления членов "Хизб ут-Тахрир", в частности, призывы к насильственному уничтожению Израиля и изгнанию и убийству его граждан, а также неоднократные заявления, оправдывающие атаки террористов-смертников, которые привели к гибели мирных жителей, означают, согласно ст. 17 Конвенции, что деятельность членов этой организации не защищается Конвенцией, в том числе ст. 9,10 и 11  Конвенции - о свободе совести, свободе слова и свободе собраний.

Административное преследование

В разных регионах страны продолжают штрафовать по ст. 20.29 КоАП за распространение запрещенных книг из числа 68 исламских религиозных сочинений, запрещенных год назад в Оренбурге. В марте были возбуждены административные дела за торговлю книгами из оренбургского списка против владельцев и продавцов книжного магазина в Астрахани и магазина одежды в Перми.

Иные государственные действия

В марте по всей стране проходили массовые прокурорские проверки НКО. Несмотря на то что, по заявлению Министерства юстиции, целью проверок является исполнение требований ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты в части регулирования деятельности НКО, выполняющих функции иностранного агента", проверяющие в ряде случаев объясняли свои действия и необходимостью проверить НКО на предмет осуществления экстремистской деятельности. При этом область проверки, как правило, существенно превосходила заявленную: речь могла идти и о соблюдении правил пожарной безопасности, и о наличии прививок у сотрудников, и о программном обеспечении, установленном на компьютерах, и даже о мерах борьбы с крысами. Не вполне ясно, на каких основаниях проводится массовая внеплановая проверка, поскольку, в соответствие с законом, внеплановая проверка может осуществляться только по заявлению о допущенных той или иной НКО нарушениях. Кроме того, непонятно, какое отношение проведение столь разносторонних проверок имеет к борьбе с экстремизмом.

В конце марта пользователи интернета-клиенты "Ростелекома" в Брянской, Воронежской, Орловской и Рязанской областях были временно лишены доступа к социальным сетям "ВКонтакте" и "Одноклассники", а также видеохостингу YouTube и блог-платформе livejournal.com. При попытке зайти на соответствующие сайты клиенты "Ростелекома" обнаруживали объявление о том, что ресурс заблокирован в связи с его запретом и включением в Федеральный список экстремистских материалов или с его внесением в единый реестр запрещенных сайтов. Как выяснилось, сайты действительно были внесены в реестр из-за отдельных размещенных на их страницах материалов, запрещенных за экстремизм; в тот же день они были исключены из реестра, но "Ростелеком" уже успел ввести блокировку. Напомним, мы считаем неправомерной практику блокировки доступа к сайтам целиком из-за отдельных материалов. Этот случай мы отметили как первый, когда новый закон о контроле над информацией в сети коснулся распространения экстремистских материалов.

В марте стало известно о предупреждениях, вынесенных Роскомнадзором с начала года редакциям нескольких информационных сайтов за републикацию ролика Pussy Riot "Панк-Молебен".  Предупреждения получили сайты "Питер.TV", "Полит.ru", "Аргументы и факты", Neva24.ru, "KM.ru", "Новый Регион" и "Regions.ru". Мы считаем, что все эти издания были наказаны неправомерно, поскольку для запрета самого видео не было оснований: в нем нет признаков возбуждения ненависти к православию и православным. А критика патриарха Кирилла за поддержку власти как возбуждение религиозной ненависти рассматриваться не может.