Жителя села Карагай обвиняют по ч. 3 ст. 354.1 УК из-за того, что он попытался потушить Вечный огонь.
28 января 2026 года управление Следственного комитета по Пермскому краю отчиталось о завершении расследования уголовного дела против 18-летнего жителя села Карагай. Его обвиняют по ч. 3 ст. 354.1 УК (осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества). За день до этого материалы зарегистрировал Пермский краевой суд, имя фигуранта дела неизвестно.
Поводом для уголовного преследования стал инцидент, произошедший 7 мая 2025 года. В тот день обвиняемый, который на момент совершения преступления не достиг совершеннолетия, в состоянии алкогольного опьянения решил потушить Вечный огонь у мемориального комплекса воинам, павшим в боях Великой Отечественной войны, в селе Карагай. По версии следствия, для этого житель Пермского края бросил в пламя лежавшие рядом цветы, а затем их же разбросал на территории мемориала. Он признал вину и раскаялся в содеянном.
Напомним, что уголовное преследование оправданно лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. При этом «осквернение» памятников и мемориалов, даже если понимать под этим термином не только непосредственное их повреждение, в случаях повышенной общественной опасности подлежит наказанию по ст. 214 УК (вандализм). Ст. 354.1 УК за осквернение символов воинской славы предусматривает еще более строгое наказание, что кажется нам несоразмерным степени общественной опасности деяния. К тому же, статус символа воинской славы в настоящее время законодательно закреплен лишь за Георгиевской лентой. Добавим также, что в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, не отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека.




