Артемия Останина обвиняют по ст. 148 и 282 УК из-за шуток про инвалида в метро, а также на религиозную тематику.
25 декабря 2025 года Мещанский районный суд Москвы зарегистрировал уголовное дело стендап-комика Артемия Останина. В карточке дела на сайте суда указано, что его обвиняют по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление религиозных чувств верующих) и п. «в» ч. 2 ст. 282 УК (унижение достоинства человека по признаку принадлежности к социальной группе, совершенное организованной группой).
Дело против Останина возбудило 15 марта 2025 года управление Следственного комитета по Москве. Расследование велось изначально по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК (унижение достоинства человека по признаку принадлежности к социальной группе с угрозой применения насилия, совершенное в интернете). 19 марта 2025 года Мещанский районный суд столицы поместил комика в СИЗО, в дальнейшем мера пресечения продлевалась.
Поводом для уголовного преследования Останина стали его выступления, видеозаписи которых были опубликованы в интернете. В одном из выступлений комик рассказал, что однажды в метро ему на ногу наехал безногий мужчина, который передвигался на скейтборде и просил милостыню у других пассажиров. Из-за этого Останин попросил инвалида «не гонять так сильно». Реплику услышала пожилая пассажирка, которая сделала комику замечание и назвала хамом. «Я смотрю на это, думаю, ну пи***ц, просто чувак, дол***б, на мине подорвался, решил угла в метро дать, а я хамло при этом», — сказал Останин.
Посмотревшие запись шутки активисты движения «Зов народа» решили, что стендапер оскорбил участника «спецоперации» в Украине, и подали жалобы в Следственный комитет. Ведомство также заявило, что во время выступления комик «высказывал негативные и оскорбительные комментарии в адрес участника специальной военной операции». При этом в чем выражались угрозы применения насилия, в СК не пояснили. Сам Останин настаивал, что «про СВО в шутке нет ни слова»: по словам комика, он шутил про «попрошайку в метро, который катается без ног на скейте уже лет как 20».
18 марта 2025 года стало известно, что Останин был задержан — по сообщению СК, при попытке пересечь российскую границу; по другим данным, его задержали силовики в Республике Беларусь (на распространенных фото с него состригли дреды и повесили на шею мясорубку, т. к. в другом выступлении он высмеивал решение мурманских политиков подарить мясорубки матерям погибших на СВО). Его доставили на допрос в СК. При этом в ведомстве уточнили, что комика подозревают в том, что он «высказывал враждебные комментарии в адрес лиц, получивших увечья и утративших трудоспособность» (участники СВО в этом пресс-релизе уже не были упомянуты).
О преследовании Останина по ст. 148 УК не было известно до передачи дела в суд, хотя активисты жаловались и на его шутки на тему религии. В одном из распространенных тогда отрывков Останин рассказывал, что видел в храме два распятия, на одном из которых у Иисуса было шесть кубиков пресса, а на другом — восемь, что заставило комика задуматься о том, что из авторов любил Иисуса больше. В другом отрывке Останин говорил, что проходил собеседование на должность оператора «православного кадилодрона» и заявил, что его конкурентное преимущество состоит в выполнении комбо-приема в Mortal Kombat — «православити» — «вверх, вниз, влево, вправо» (имея в виду, что он крестится). На третьем видео Останин говорил, что выражение «Мы русские, с нами Бог» пошла от того, что Иисус ходил по воде, а в России такая погода, что все ходят по воде с октября по апрель. Какая из шуток послужила причиной для возбуждения дела по ст. 148 УК, мы не знаем.
Мы полагаем, что уголовное преследование Останина неправомерно. В его выступлении об инвалиде не содержалось призывов к агрессивным действиям либо угрозы применения насилия (таким образом, не было оснований для изначальной квалификации по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК); неясно также, на каких основаниях действия Останина затем квалифицировали как совершенные организованной группой (по «в» ч. 2 ст. 282 УК). Заметим, что не говорилось в выступлении и об участниках «спецоперации» в Украине — вероятно, вывод о том, что речь идет о военнослужащих, был сделан на основе реплики Останина о подрыве адресата шутки на мине. При этом, как мы полагаем, комика можно было привлечь к ответственности по административной статье 20.3.1 КоАП — за публичное унижение достоинства инвалида.
Что касается обвинения по ч. 1 ст. 148 УК, то, с нашей точки зрения, неопределенное понятие «оскорбление религиозных чувств верующих» не имеет четкого юридического смысла. В случаях, когда обвинения связаны с высказываниями, унижающими достоинство или возбуждающими ненависть по религиозному признаку, они могут стать поводом для преследования по ст. 20.3.1 КоАП или 282 УК. Однако в вышеописанных шутках Останина признаков возбуждения религиозной ненависти или унижения верующих мы не видим.




