Политика признали виновным в оправдании терроризма за публикации в поддержку фигурантов дела уфимского «кружка марксистов».
25 декабря 2025 года 2-й Западный окружной военный суд вынес приговор координатору «Левого фронта» Сергею Удальцову. Суд признал его виновным по ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете) и приговорил к шести годам лишения свободы в колонии строгого режима с трехлетним запретом на администрирование сайтов.
Уголовное дело против Удальцова возбудили 15 декабря 2023 года. 11 января 2024 года его задержали в Москве, на следующий день Басманный районный суд столицы поместил его в СИЗО. Позднее меру пресечения неоднократно продлевали. Рассмотрение дела в суде началось 21 апреля 2025 года.
Поводом для преследования политика послужили его публикации, в которых он выражал возмущение в связи с уголовным преследованием пятерых уфимских марксистов, арестованных в марте 2022 года: экс-кандидата в депутаты Госдумы от «Коммунистов России» Павла Матисова, депутата Курултая Башкортостана и председатель местного «Левого фронта» Дмитрия Чувилина, отоларинголога Алексея Дмитриева, пенсионера Юрий Ефимов и левого активиста Рината Буркеева. Приговор им вынес Центральный окружной военный суд. В зависимости от роли каждого они были признаны виновным по ч. 1 ст. 205.1; ч. 2 ст. 205.2; 205.3; чч. 1 или 2 ст. 205.4; ч. 1 ст. 222.1; ч. 1 ст. 30, пп. «а», «б» ч. 4 ст. 226; ч. 1 ст. 30, ст. 278. Суд назначил им наказания в виде лишения свободы на сроки от 16 до 22 лет. Обвинения были предъявлены в том числе на основании текстов и видео, которые публиковались в группе марксисткого кружка во «ВКонтакте» в 2019–2021 годах, а также в связи с диктофонными записями бесед участников, которые бывши. Следствие также утверждало, что у участников кружка были изъяты «гранаты, травматическое оружие, емкости с зажигательной смесью, средства коммуникации, снаряжение для использования в полевых условиях, экстремистская литература». Фигуранты дела не признавали вины и заявляли о пытках.
В вину Удальцову поставили публикацию от 27 марта 2023 года на сайте «Левого фронта» статьи под заголовком «Как марксистов сделали террористами. Уже год активисты из Уфы томятся в тюрьме по абсурдному обвинению», ее репосты в личном Telegram-канале и повторную публикацию на сайте «Свободная пресса». Кроме того, политику вменили в вину публикацию от 29 мая 2023 года «Хватит преследовать коммунистов! “Левый фронт” провел в Москве акцию в защиту политзаключенных», в которой приводились выдержки из той же статьи.
Следствие провело по делу Удальцова несколько экспертиз. Первая, от 14 февраля 2024 года, показала, что в тексте Удальцова «выражена положительная оценка действий и взглядов обвиняемых по уголовному делу о терроризме». Вторая, проведенная экспертами Минюста, признаков оправдания терроризма в публикациях Удальцова не обнаружила; исходя из нее, Удальцов осуждал терроризм и отрицал причастность к нему уфимских марксистов, а правовая оценка их действиям на момент экспертизы дана не была.
Однако 26 сентября 2024 года была назначена третья — она была поручена Институту криминалистики ФСБ, где которого пришли к противоположным выводам. Эксперт Александр Коршиков заявил в суде, что Удальцов в одной из своих публикаций солидаризовался с видеороликом из дела уфимских марксистов, который содержал призывы к насильственному захвату власти. Кроме того, эксперт подчеркнул, что слова «террористическая деятельность» Удальцов написал в кавычках и выделил конструкцию тремя восклицательными знаками, а также использовал обороты «уголовное дело является откровенной провокацией», «обвинения в адрес уфимских левых активистов следует считать сознательной операцией силовых структур» и эпитет «чудовищные» по отношению к обвинениям, выдвинутым против уфимских марксистов.
В связи с противоречиями в выводах экспертов суд назначил еще одну психолого-лингвистическую экспертизу, поручив ее ГБУ «Московский исследовательский центр». Ее выводы были представлены уже после того, как в связи с отставкой судьи Альберта Тришкина дело начал рассматривать заново судья Сергей Бровко. Эксперты пришли к выводу, что Удальцов «оправдывал деятельность» уфимских марксистов, однако оценивал ее «как соответствующую правовым нормам». Отвечать на вопрос, являлась ли эта деятельность террористической, эксперты не стали, поскольку сочли, что он выходит за пределы их компетенции. Однако они отметили, что в публикациях не содержалось «положительной оценки насилия, разрушений, действий, признанных терактами, идеологии и деятельности организаций, признанных террористическими».Судья же после допроса ряда свидетелей и обвиняемого решил отложить рассмотрение дела до рассмотрения дела уфимских марксистов и возобновил процесс только после того, как им был вынесен приговор.
Ознакомившись с публикациями Удальцова о деле уфимских марксистов, мы не обнаружили в его высказываниях поддержки какой-либо насильственной деятельности, он лишь говорил о том, что считает необоснованным преследование активистов, поскольку, по его мнению, оно базировалось на причислении социалистической идеологии как экстремистской и отнесении критики капитализма к террористической деятельности. Напомним, согласно примечанию к ст. 205.2 УК, под публичным оправданием терроризма в ней «понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».




