Адвоката Тимура Рзаева обвиняют по ч. 1 ст. 148 УК.
5 ноября 2025 года в Приморский районный суд Санкт-Петербурга поступило дело адвоката Тимура Рзаева, обвиняемого по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление религиозных чувств верующих). Это следует из карточки дела на сайте суда. По правилам подсудности оно должно быть направлено мировому судье — по крайней мере, если в нем действительно нет других статей обвинения.
О возбуждении уголовного дела стало известно 17 апреля 2025 года из сообщения управление Следственного комитета по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Первоначально расследование велось не только по ч. 1 ст. 148 УК, но и по ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенное c угрозой применения насилия, группой лиц). 18 апреля Рзаев стал подозреваемым.
Причиной его преследования послужил инцидент, который произошел 13 апреля в жилом комплексе Rich Art Club 3 на Дибуновской улице в Петербурге. По словам самого адвоката, в тот день он вместе со знакомым убрал с фасада здания и из коридоров в подъезде пасхальные украшения и икону. Он утверждает, что действовал по поручению своей доверительницы, живущей в этом доме: с ее точки зрения, украшения нарушали нормы пожарной безопасности и не были согласованы с соседями. Один из местных жителей из-за произошедшего пожаловался в полицию — он утверждал, что Рзаев во время уборки помещения кинул икону на пол. Сам адвокат настаивает, что сначала предложил петербуржцу забрать икону, а когда тот отказался, он аккуратно положил ее на столик. Участники конфликта снимали произошедшее на камеру.
Издание «Фонтанка» со ссылкой на постановление о возбуждении дела писала, что, по версии СК, Рзаев, «достоверно зная, что в период с 3.03.2025 по 19.04.2025 на территории РФ отмечается один из главных православных праздников “Великий пост перед Пасхой” <...>, действуя умышленно, совместно с другими неустановленными лицами, имея умысел на оскорбление религиозных чувств верующих, осуществил срыв пасхальных атрибутик» и бросил икону на пол, сопроводив свои действия угрозами применения насилия. Таким образом, адвокат и помогавший ему знакомый «оскорбили чувства православных верующих, возбудили ненависть и унизили достоинство группы лиц». Вероятно, под этой группой лиц также подразумевались православные.
Вероятно, к моменту передачи дела в суд преследование Рзаева по ст. 282 УК было прекращено.
Мы ознакомились с видеозаписями, на которых был запечатлен момент конфликта Рзаева с жителем ЖК. Судя по ним, Рзаев не бросал икону на пол, а действительно положил ее на столик. Никаких высказываний ни о православных, ни о христианах в целом на видео нет, как и угроз применения насилия, поэтому неясно почему в деле изначально фигурировала статья о возбуждении ненависти с угрозой применения насилия. Что касается обвинения по ст. 148 УК, то, напомним, с нашей точки зрения, неопределенное понятие «оскорбление религиозных чувств верующих», введенное в состав ст. 148 УК, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла.




