Маркаряна обвиняют по ст. 354.1 УК из-за двух видео.
30 декабря 2025 года Следственный комитет России сообщил о завершении расследования дела блогера Арсена Маркаряна. Его обвиняют по ч. 4 ст. 354.1 УК (оскорбление памяти защитников Отечества, совершенное с использованием интернета) и п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК (одобрение преступлений, установленных приговором Нюрнбергского трибунала, совершенное в интернете).
Уголовное дело против Маркаряна по ч. 4 ст. 354.1 УК московское управление СК возбудило еще весной 2025 года, но стало известно о нем только 23 августа 2025 года, когда блогера задержали в Подмосковье при попытке уехать в Беларусь. 25 августа Таганский районный суд Москвы отправил его в СИЗО.
По версии следствия, Маркарян разместил на одном из видеохостингов — вероятно, речь идет о YouTube — ролик, который «содержит информацию об оскорблении памяти защитников Отечества». В сообщении СК о возбуждении дела говорилось, что это произошло не позднее 25 февраля 2025 года, но в окончательном обвинении говорится о марте 2025 года. Речь идет о видео, в котором блогер рассуждал на тему самопожертвования. В качестве примера самопожертвования Маркарян привел подвиг героя Советского Союза Александра Матросова, который бросился на амбразуру немецкого дзота и помог своим товарищам выполнить боевую задачу, но из-за этого погиб. Блогер назвал героя Великой Отечественной войны «дол...бом» и подчеркнул, что Матросов умер «ни за что». «Нет никакого мужества, чтобы бросаться своей жизнью <...> Общество хочет от мужчины только одного — самопожертвования», — сказал Маркарян. По версии СК, в этом видео «демонстрируется презрительно-негативное отношение к памяти об А.М. Матросове как защитнике Отечества и его подвиге».
В другой видеозаписи, размещенной в некоем мессенджере (видимо, Telegram), Маркарян, по версии СК, оправдывал «идеологию и практику нацизма», связанные «с уничтожением групп по национальному признаку».
С нашей точки зрения, преследование Маркаряна по ч. 4 ст. 354.1 УК неправомерно. Слова блогера о Матросове заслуживают общественного порицания, однако уголовное преследование может быть оправданным лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества — в частности, связанных с пропагандой насилия, ненависти или дискриминации. Судя по имеющейся информации, подобной пропаганды в видео о герое войны не содержалось. Само по себе оскорбление Матросова, на наш взгляд, не дает повода для уголовного преследования, хотя и могло бы послужить поводом для гражданского иска о защите чести и достоинства от его потомков. Напомним также, что Комитет ООН по правам человека в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах указывает, что «законом не должны устанавливаться более жесткие меры наказания исключительно в связи с положением личности индивида, чья репутация была якобы подвергнута сомнению».
Что касается обвинения по п. «в» ч. 2 ст. 354.1 УК, то мы не знаем, за какое именно видео оно предъявлено. Маркарян неоднократно комментировал деятельность нацистов и личность Гитлера, однако нам неизвестно о каких-либо его высказываниях с оправданием нацистских преступлений. Напротив, он подчеркивал, что осуждает нацистов и, в частности, их антисемитизм.
Ранее столичная прокуратура также проводила проверку высказываний Маркаряна в соцсетях на предмет оправдания терроризма. Вероятно, по итогам проверки уголовное дело возбуждено не было.




