Пятерых крымских татар обвиняют в причастности к террористической организации и приготовлении к захвату власти.
5 июня 2025 года во время прений в Южном окружном военном суде сторона обвинения запросила наказание пятерым фигурантам дела первой джанкойской группы «Хизб ут-Тахрир». Прокурор попросил назначить 17 лет колонии строгого режима Энверу Крошу, по 15 лет лишения свободы Эдему Бекирову и Ринату Алиеву, журналисту Вилену Темерьянову — 13 лет заключения, а Сеитяге Аббозову — 11 лет. Кроша обвиняют по ч. 1 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации), а остальных обвиняемых — по ч. 2 ст. 205.2 УК (участие в деятельности террористической организации). Всех пятерых также судят по ст. 278 с применением ч. 1 ст. 30 УК (приготовление к насильственному захвату власти).
Об уголовном деле в отношении крымских татар стало известно летом 2022 года. 11 августа 2022 года в домах обвиняемых прошли обыски. На следующий день Киевский районный суд Симферополя отправил Аббозова под домашний арест, а Темерьянова, Кроша, Бекирова и Алиева, а также еще одного жителя Крыма Мурата Мустафаева — в СИЗО. По версии следствия, Крош, «не позднее 19 февраля 2015 года» стал руководить ячейкой «Хизб ут-Тахрир», а остальные — принимали участие в ее деятельности. О завершении следствия стало известно в феврале 2023 года. Мустафаева позднее осудили отдельно — 18 апреля 2023 года Южный окружной военный суд приговорил крымчанина к четырем годам лишения свободы.
Мы считаем, что запрет исламской партии «Хизб ут-Тахрир» не лишен оснований, однако преследование по ст. 205.5 УК за причастность к ней (проведение собраний, чтение литературы и т. п.) при отсутствии убедительных обвинений в иных преступлениях террористической направленности приводит к явно непропорциональному наказанию. Кроме того, тот факт, что «Хизб ут-Тахрир» проповедует идею создания всемирного исламского халифата, с нашей точки зрения, сам по себе еще не дает оснований для обвинения ее последователей в планировании насильственного захвата власти в России.