Казанец в Telegram сравнил акцию националистов во время перенесения мощей Александра Невского в Петербурге и беспорядки в аэропорту Махачкалы.
19 мая 2025 года Вахитовский районный суд Казани назначил Руслану Тавдирякову 10 суток ареста по ст. 20.3.1 КоАП о возбуждении ненависти или вражды.
Поводом для преследования послужил пост в Telegram, содержавший видео с крестного хода по случаю перенесения мощей Александра Невского 12 мая 2024 года в Петербурге. Как указано в решении суда, «при просмотре видеозаписи видно, что по улице идут не менее 50 человек, люди скандируют фразу “Русские вперед!”. У некоторых людей имеются флаги черного цвета». Эту запись Тавдиряков сопроводил комментарием, который воспроизвел суд: «Интересно! Вот эти молодчики, которые Крестный ход в Северной столице переформатировали в шовинистический “Русский марш”, унижающий национальные и религиозные чувства миллионов нерусских и не православных граждан нашей Страны получат должную оценку и показательные наказания, как и молодые люди, поддавшиеся эмоциям (и их модераторы) в Аэропорту Махачкалы? Статья-то та же!.. Или это другое?».
Суд счел, что такой пост может «способствовать разжиганию межнациональной и межрелигиозной розни», сославшись на заключение специалиста, по мнению которого в публикации имеются лингвистические признаки негативной оценки, унизительных высказываний, возбуждения ненависти и (или) вражды, а также унижения достоинства группы по признакам национальной принадлежности и отношения к религии «по отношению к группе “русские, православные”».
Как указано в решении суда, Тавдиряков «вину признал и пояснил, что факт соответствующей публикации в сети интернет не оспаривает, но умысла на какое-либо возбуждение вражды по национальному признаку не преследовал».
На наш взгляд, критику акции националистов за шовинизм не следует расценивать как возбуждение ненависти в отношении русских и православных. Если в посте Тавдирякова не содержалось каких-либо иных высказываний, кроме комментария, приведенного в решении суда, для его преследования, с нашей точки зрения, не было оснований.