Изначально дело против Константина Подошвелева возбудили по ч. 2 ст. 214 и ч. 1 ст. 243 УК, позже ему также предъявили обвинение по ч. 2 ст. 205.5 УК, вменив в вину переписку с представителем легиона «Свобода России».
10 июня 2025 года 1-м Западный окружной военный суд вынес приговор Константину Подошвелеву — бывшему полицейскому, возглавлявшему компанию по финансовому консультированию. Он получил 14 лет лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме, а оставшейся части срока — в колонии строгого режима. Его признали виновным по ч. 2 ст. 214 УК (вандализм, совершенный по мотиву политической ненависти) и ч. 1 ст. 243 УК (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия), а также по ч. 2 ст. 205.5 УК (участие в деятельности террористической организации).
Во время прений 6 июня 2025 года обвинение просило назначить Подошвелеву 18 лет лишения свободы.
О задержании петербуржца стало известно 14 февраля 2024 года — изначально против него возбудили дело только по ст. 214 и 243 УК. По версии следствия, 21 января 2024 года Подошвелев при помощи синей и белой краски написал «Университет за убийц» на стене Санкт-Петербургского политехническего университета Петра Великого и «РПЦ Zа убийц» на стене Покровского храма при вузе. Оба здания признаны объектами культурного наследия. Помимо этого, в тот же день обвиняемый оставил надпись «РПЦ Zа убийц» на храме Иконы Божьей Матери «Умиление».
В пресс-релизе МВД о задержании жителя Петербурга говорилось, что во время обыска у него нашли переписки с представителями легиона «Свобода России», который признан в России террористической организацией. 19 февраля 2024 года Калининский районный суд Петербурга отправил Подошвелева в СИЗО как обвиняемого по ст. ч. 2 ст. 214 и ч. 1 ст. 243 УК. 13 марта он был переведен под домашний арест, а в июне его вновь арестовали после предъявления обвинений по ст. 205.5 УК в связи с найденными переписками.
Материалы дела поступили на рассмотрение в суд 11 февраля 2025 года.
Мы полагаем, что приговор Подошвелеву по крайней мере частично неправомерен: мы считаем неправомерным обвинение в вандализме с учетом мотива политической ненависти. У нас в целом вызывает сомнение обоснованность преследований за политически мотивированный вандализм. Проявление политической ненависти само по себе не криминализовано, и мы полагаем, что этот мотив уместно относить к отягчающим обстоятельствам лишь в статьях о преступлениях, представляющих серьезную общественную опасность, а именно в статьях, связанных с применением насилия. К тому же, с нашей точки зрения, когда нанесен не слишком серьезный ущерб имуществу, дела по ст. 214 УК следовало бы прекращать за малозначительностью. Для тех случаев, когда сделать это невозможно, но ущерб все равно относительно невелик, можно было бы ввести в КоАП статью, аналогичную ст. 7.17 КоАП об уничтожении или повреждении чужого имущества, либо уточнить саму эту статью, включив в ее состав вандализм, не нанесший крупного ущерба.