Сообщается, что фигуранткой дела об оскорблении чувств верующих стала экс-директор музея Наиля Аллахвердиева.
27 марта 2025 года стало известно, что СУ СК России по Пермскому краю возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление религиозных чувств верующих) в связи с экспонированием ряда работ в музее современного искусства PERMM. Утверждается. что дело возбуждено в отношении экс-директора музея Наили Аллахвердиевой.
По версии следствия, Аллахвердиева, понимая, что работы могут быть оскорбительны для верующих, допустила их свободное демонстрирование. Изображения экспонатов находились также в открытом доступе на сайте музея.
По данным СМИ, в заявлениях, по которым возбудили уголовное дело, упоминалось использование библейских сюжетов в работах «Ангел с трубой» Сергея Горшкова (в каталоге графики музея также есть три работы Горшкова с ангелами: «Ангел на голубом фоне», «Ангел на фиолетовом фоне» и «Ангел с трубой на красном фоне»), «Голубые города» Тани Аношиной, гравюре Константина Звездочетова «Paradisi» и в других произведениях современного искусства. Впервые произведения представлялись на выставках в музее еще в 2011–2012 годах.
C нашей точки зрения, неопределенное понятие «оскорбление религиозных чувств верующих», введенное в состав ст. 148 УК, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. Если бы какие-либо работы художников содержали признаки возбуждения ненависти к верующим, правоохранительные органы могли бы поставить вопрос об ответственности по ст. 20.3.1 КоАП или 282 УК. Однако изображения упомянутых работ доступны в интернете и, на наш взгляд, они не содержат таких признаков; речь идет исключительно о мирных художественных высказываниях.
Наиля Аллахвердиева была арт-директором музея PERMM, а с 2019 по декабрь 2024-го — директором. В 2024 году прокуратура потребовала признать незаконными договоры, которые музей заключал с ее мужем, а также подала иск о необходимости уволить Аллахвердиеву с формулировкой «в связи с утратой доверия» из-за конфликта интересов. Аллахвердиева заявила в СМИ о давлении со стороны силовых структур и сама покинула пост руководителя музея.