Надежду Кузьмину приговорили к условному сроку лишения свободы по статье о реабилитации нацизма.
15 октября 2025 года Новосибирский областной суд вынес приговор Надежде Кузьминой. Ее признали виновной по ч. 4 ст. 354.1 УК (осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества, совершенные с использованием интернета) и приговорили к полутора годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком. В качестве дополнительного наказания суд назначил ей запрет на администрирование сайтов и размещение материалов в интернете на два года.
По версии следствия, с которой согласился суд, 19 февраля 2025 года около 11 вечера Кузьмина легла в чашу Вечного огня на территории Монумента Славы в Новосибирске и прикурила от него сигарету. На следующий день Кузьмину задержали и предъявили ей обвинение по ч. 3 ст. 354.1 УК. 21 февраля Ленинский районный суд Новосибирска избрал ей меру пресечения в виде заключения под стражу.
30 апреля 2025 года дело поступило в суд — уже с квалификацией по ч. 4 ст. 354.1 УК: следствие установило, что все происходящее Кузьмина сняла на мобильный телефон, и сама выложила фотографии в соцсети.
В суде она «пояснила, что умысла на осквернение символа воинский славы у нее не было», отметили в прокуратуре.
Мы полагаем, что хулиганские выходки, подобные этой, заслуживают осуждения. Однако уголовное преследование может быть оправданным лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества, чего в данном случае мы не видим. Более того, даже понимать под осквернением памятников не только непосредственное их повреждение, такое «осквернение» может быть квалифицировано не по ст. 354.1 УК, а по предусматривающей менее строгое наказание ст. 214 УК (вандализм). Напомним также, что в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике. Добавим, что перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор точно не определен — такой статус закреплен лишь за Георгиевской лентой. Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, не отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека.




