Причиной преследования Сергея Давидиса послужил пост о позиции проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» по одному из дел участников «Азова», который признан в России террористической организацией.
19 августа 2025 года 2-й Западный окружной военный суд вынес заочный приговор руководителю проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» Сергею Давидису. Он признан виновным в публичном оправдании терроризма, совершенном в интернете (ч. 2 ст. 205.2 УК) и приговорен к шести годам лишения свободы в колонии общего режима. В качестве дополнительного наказания ему назначили запрет на создание и администрированием сайтов на три года.
Дело в отношении Давидиса было возбуждено 30 августа 2024 года. 2 сентября ему заочно предъявили обвинение и объявили его в розыск, 18 сентября он был объявлен в федеральный и межгосударственный розыск. 28 ноября 2024 года имя Давидиса включили в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга, благодаря чему и стало известно о его деле. 29 января 2025 года Мещанский районный суд Москвы заочно арестовал Давидиса, который находится за рубежом.
Причиной уголовного преследования Давидиса послужил его пост в Facebook от 12 января 2024 года. Он репостнул запись проекта «Поддержка политзаключённых. Мемориал» о деле 24 «азовцев» и сопроводил ее своим текстом: «Украинцы, преследуемые за службу в “Азове” — политзаключенные». По мнению следствия, с которым согласился суд, таким образом он признал «действия вооруженных сил Украины, в том числе действия полка “Азов” (Украина), признанного в Российской Федерации террористической организацией, и двадцати четырех лиц, причастных к его деятельности, а также к совершению террористических актов на территории Российской Федерации, правильными, нуждающимися в поддержке, одобрении и подражании».
В посте речь шла о деле военнослужащих и вольнонаемных украинского полка «Азов», которых обвиняют, в зависимости от роли каждого, по по ч. 4 ст. 35, ст. 278 УК (совершение преступным сообществом действий, направленных на насильственный захват власти и насильственное изменение конституционного строя России), ч. 1 и 2 ст. 205.5 УК (организация деятельности террористической организации или участие в ней), ст. 205.3 УК (прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности). Рассмотрение дела начал летом 2023 года Южный окружной военный суд.
В пресс-релизе прокуратуры Москвы о приговоре Давидису отмечено, что он разместил анкетные данные «азовцев», места содержания в СИЗО, «а также счет крипто-кошелька для перечисления им помощи». В посте действительно содержались данные обвиняемых и место их содержания; счета крипто-кошелька нам обнаружить там не удалось, если только следствие не имело в виду под ним ссылку на пожертвования «всем политзаключенным» через сайт проекта.
Следствие также заявляло, что Давидис является «приверженцем антироссийских настроений», испытывает «пренебрежительное, враждебно-агрессивное отношение к действующим органам исполнительной и законодательной власти Российской Федерации» ввиду проведения спецоперации на территории Украины и придерживается позиции, «основанной на ложном понимании и признании идеологии и практики терроризма как инструмента дестабилизации... правильными, нуждающимися в поддержке и подражании».
Мы полагаем, что публикация Давидиса не содержала признаков признания террористической деятельности правильной и нуждающейся в поддержке и подражании. Речь шла лишь о его, как правозащитника, оценке конкретных обвинений, предъявленных по упомянутому уголовному делу. Об оправдании военных преступлений или терактов, к которым могли быть причастны те или иные бойцы «Азова», в републикованном им посте, с нашей точки зрения, речи не шла. Более того, в нем подчеркивалось, что «признание людей политзаключенными не означает ни согласия проекта “Поддержка политзаключённых. Мемориал” с их взглядами и действиями, ни одобрения этих взглядов и действий».




