Двух жительниц Махачкалы приговорили к штрафам по два миллиона рублей по ст. 354.1 УК. Ранее по этому делу им назначили условные сроки, однако позже приговор отменила апелляционная инстанция.
17 ноября 2025 года Верховный суд Дагестана приговорил жительниц Махачкалы Юлиану Алиеву и Марьям Чункову к штрафам по два миллиона рублей. Их признали виновными по ч. 4 ст. 354.1 УК (оскорбление памяти защитников Отечества, совершенное группой лиц).
В вину им вменяли варку кофе на Вечном огне. Дело было возбуждено после того, как 4 июня 2023 года фотография Алиевой и Чунковой, которые греют две турки с кофе на Вечном огне в парке им. Ленинского Комсомола в Махачкале, была опубликована в Telegram-канале «Типичная Махачкала».
Впервые дело поступило в Советский районный суд Махачкалы 3 апреля 2024 года. 28 мая суд вынес приговор и назначил Алиевой и Чунковой по два года лишения свободы условно с трехлетним запретом на занятие должностей на госслужбе (хотя ни та, ни другая не были трудоустроены в госучреждениях). 13 августа 2024 года Верховный суд Дагестана отменил приговор и вернул дело прокурору на том основании, что ст. 354.1 УК подсудна суду субъекта федерации, а не районному суду — обвинительное заключение также утверждало ненадлежащее лицо. Во второй раз материалы дела поступили на рассмотрение по существу 15 января 2025 года.
4 марта 2025 года Верховный суд Дагестана приговорил обеих обвиняемых к году лишения свободы условно, однако это решение 10 июня 2025 года отменил Третий апелляционный суд — в итоге материалы дела отправили на повторное рассмотрение, которое началось в июле.
При первом рассмотрении дела Алиева и Чункова рассказали суду, что были в парке на пикнике с детьми по случаю окончания учебного года. Родители взяли еду и газовые горелки, однако обнаружили, что горелки не греют. Тогда женщины, не сговариваясь, решили попробовать сварить кофе на Вечном огне, и держали турки всего несколько секунд, потому что огонь сильно горел.
Мы полагаем, что подобное поведение жительниц Махачкалы заслуживает осуждения. Однако уголовное преследование может быть оправданным лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества, чего в данном случае мы не видим. При этом, что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, не отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека.




