Дело против Трояновой заочно рассматривалось во 2-м Западном окружном военном суде. Ее признали виновной по ст. 282, 205.2 и 330.1 УК.
13 ноября 2025 года 2-й Западный окружной военный суд заочно приговорил актрису Яну Троянову к восьми годам колонии общего режима, штрафу 250 тысяч рублей и четырехлетнему запрету на администрирование интернет-ресурсов. Ее признали виновной по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти с угрозой применения насилия), ч. 2 ст. 205.2 УК (публичные призывы к терроризму, совершенные в интернете) и ч. 2 ст. 330.1 УК (неоднократное несоблюдение законодательства об «иностранных агентах»).
Ранее в тот же день во время прений обвинение запросило девять лет колонии общего режима, штраф в 250 тысяч рублей и пятилетний запрет на публикацию информации в интернете.
Дело против Трояновой по ст. 282 УК было возбуждено, вероятно, еще в конце июня 2024 года, а в начале июля ее внесли в список причастных к экстремистской или террористической деятельности, который ведет Росфинмониторинг. 9 декабря 2024 года появилась информация о ее заочном аресте — такое решение принял суд в Москве. 14 октября 2025 года материалы против актрисы поступили на рассмотрение в суд, после чего стало известно, что ее также обвиняют по ст. 330.1 и 205.2 УК.
Поводом для преследования по ст. 282 УК стало видеоинтервью Трояновой изданию «Новая газета — Европа», опубликованное 9 июня 2024 года, в нем актриса среди прочего говорила о последствиях вооруженных действий России на территории Украины. По версии следствия, в интервью Троянова допустила высказывания, «выражающие и формирующие враждебно-ненавистническое отношение к русским, обосновывающее и утверждающее необходимость совершения насильственных действий в отношении русских». Речь, очевидно, идет о фрагменте, в котором она рассуждает о современном российском обществе и, среди прочего, заявляет: «Мы заслуживаем, когда нам кричат в лицо, что русских надо убивать, даже детей». Что конкретно стало поводом для обвинений в оправдании терроризма, точно не известно. Дело по ст. 330.1 УК на Троянову завели из-за того, что, несмотря на административные штрафы и статус «иностранного агента», она не сдавала в Минюст соответствующие отчеты.
На наш взгляд, если обвинение в возбуждении ненависти действительно основано на высказывании про русских, преследование Трояновой по ст. 282 УК неправомерно. Ее слова, очевидно, следует расценивать не как возбуждение национальной ненависти, и тем более не как реальную угрозу насилием, а как эмоциональную и резкую по форме критику общества, к которому она относит и саму себя. Что касается обвинений в оправдании терроризма, то оценить правомерность преследования по этой статье мы не можем, поскольку не знаем точное содержание высказываний, вменяемых в вину актрисе. Подробнее о проблеме оценки таких дел см. здесь.




