Поводом для уголовного преследования 70-летней Анастасии Гордиенко стали комментарии в «Одноклассниках».
21 августа 2025 года Азовский районный суд Омска приговорил 70-летнюю пенсионерку Анастасию Гордиенко к двум годам лишения свободы условно и двухлетнему запрету на администрирование интернет-ресурсов. Ее признали виновной по ч. 1 ст. 280.3 УК (повторная дискредитация использования вооруженных сил). Во время прений гособвинитель просил назначить Гордиенко два года колонии общего режима.
Об этом деле стало известно 19 ноября 2024 года. Поводом для уголовного преследования стали антивоенные комментарии, которые Гордиенко разместила в «Одноклассниках» в июле 2023 года. В них пенсионерка критиковала Владимира Путина и требовала остановить проведение спецоперации в Украине. В феврале 2025 года материалы уголовного дела передали в Одесский районный суд Омска, однако позже их перенаправили в Азовский суд из-за нарушения подсудности. Во второй раз материалы зарегистрировали 30 мая 2025 года.
Ранее Гордиенко уже привлекали к ответственности по ч. 1 ст. 280.3 УК. 27 августа 2024 года Одесский районный суд Омской области приговорил пенсионерку к полутора годам лишения свободы условно с двухлетним испытательным сроком. В качестве дополнительного наказания ей установили трехлетний запрет на администрирование сайтов. Само дело тогда возбудили из-за нескольких публикаций в «Одноклассниках» — среди них были песни на украинском языке, комментарии с пожеланиями победы Украине и с критикой политики президента России.
Еще раньше пенсионерку штрафовали по административной статье о дискредитации армии (ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП). 27 октября 2022 года она вышла к памятнику Богдану Хмельницкому в Омске с антивоенным плакатом. В тот же день ей назначили 30 тысяч рублей штрафа.
С нашей точки зрения, введение в законодательство запрета на дискредитацию действий российских вооруженных сил и госорганов за рубежом явилось необоснованным ограничением права на свободу выражения мнения, призванным подавить критику политического курса властей. Поэтому преследование по соответствующим статьям за высказывания, не содержащие прямых призывов к насилию, мы считаем неправомерным.




