Даниил Голиков и Андрей Козловский отправятся в колонию-поселение на два года. С них снято обвинение в вандализме.
8 июля 2025 года Московский городской суд смягчил наказание Даниилу Голикову и Андрею Козловскому. Ранее, 18 ноября 2024 года, Тверской районный суд Москвы признал 28-летнего Голикова и 26-летнего Козловского виновными по ч. 2 ст. 214 УК о групповом вандализме и п. «а» ч. 2 ст. 243.4 УК об уничтожении или повреждении группой лиц мемориальных сооружений, увековечивающих память погибших при защите Отечества. Голикову назначили два с половиной года с отбыванием в колонии-поселении, а Козловскому — три года колонии-поселения. Мосгорсуд снял с обоих обвинение по ч. 2 ст. 214 УК и снизил обоим срок до двух лет колонии-поселения.
Напомним, ночью с 10 на 11 марта 2024 года Голиков и Козловский в состоянии алкогольного опьянения раскидали цветы у стихийного мемориала «памяти всех погибших в ходе Русской весны и СВО» на улице Варварка в Москве. Он был сооружен возле храма Максима Блаженного 3 апреля 2023 года, на следующий день после убийства военкора Максима Фомина (Владлена Татарского), его поддерживают активисты молодежного движения «Поколение Русской Весны».
Голиков и Козловский после инцидента были задержаны и арестованы на 15 суток по ч. 1 ст. 19.3 КоАП о неповиновении требованиям сотрудников полиции, однако активисты, занимавшиеся мемориалом, добились возбуждения против них уголовного дела по двум статьям. 28 марта Голиков и Козловский были отправлены под домашний арест. Оба признали вину и раскаялись в содеянном.
Обвинение сочло, что в результате действий молодых людей были повреждены восемь ритуальных венков, три вазы для цветов, две лампадки и искусственные гвоздики, и оценило ущерб в 55 732 рубля.
В ходе прений защита Козловского отметила, что мемориал на Варварке не является официальным сооружением. В ответ обвинение указало на «большое культурное значение мемориала», сославшись на экспертизу, согласно которой он имеет «социально-общественное значение, общепедагогическую ценность и соответствует традиционным духовно-нравственным ценностям». Тверской районный суд назначил подсудимым наказание, которое запрашивал прокурор.
У нас вызывала сомнение двойная квалификация действий молодых людей. С нашей точки зрения, даже если не принимать во внимание отсутствие у мемориала официального статуса, Голикова и Козловского достаточно было бы привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 214 УК. Однако апелляционная инстанция, напротив, оставила в силе более тяжкое обвинение. Применение ст. 243.4 УК лежит за пределами нашего мониторинга, но следует отметить, что санкции по ней представляются нам чрезмерно суровыми.