Жителей Нефтекамска обвиняют по ч. 4 ст. 354.1 УК.
27 марта 2025 года в Верховный суд Республики Башкортостан поступило уголовное дело против Амира Амирова и Алмаза Мухаматдинова, а также отдельное уголовное дело против неназванного обвиняемого. Их обвиняют по ч. 4 ст. 354.1 УК (осквернение символов воинской славы, оскорбление памяти защитников Отечества, совершенное группой лиц с использованием интернета).
О соответствующем уголовном деле стало известно 11 сентября 2024 года из сообщения управления Следственного комитета по Республике Башкортостан. По версии следствия, вечером 9 сентября 2024 года, находясь на Аллее памяти Великой Отечественной войны в Нефтекамске, молодые люди, одному из которых был 21 год, а другому — 20 лет, справили нужду на бронетранспортер, установленный в качестве памятника участникам локальных войн и военных конфликтов, которые погибли при исполнении служебных обязанностей по защите интересов Отечества. Этот поступок на камеру записала их подруга, позднее она выложила ролик в своем Telegram-канале. 11 сентября всех троих задержали, они принесли извинения на камеру. Амирову и Мухаматдинову предъявили обвинение, а их подругу допросили в статусе подозреваемой. Спустя два дня Нефтекамский городской суд отправил Амирова и Мухаматдинова в СИЗО. Какую меру пресечения назначили их подруге, неизвестно, но, очевидно, позднее ей также было предъявлено обвинение. Ее дело могло было быть выделено в отдельное производство в связи с тем, что она была несовершеннолетней.
С нашей точки зрения, поступок жителей Нефтекамска аморален и достоин общественного осуждения. Однако уголовное преследование оправданно лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества. При этом «осквернение» памятников, даже если понимать под этим термином не только непосредственное их повреждение, в случаях повышенной общественной опасности подлежит наказанию по ст. 214 УК (вандализм). Ст. 354.1 УК за осквернение символов воинской славы предусматривает еще более строгое наказание, что кажется нам несоразмерным степени общественной опасности деяния. К тому же перечень символов воинской славы российским законодательством до сих пор не определен (подобный статус закреплен лишь за Георгиевской лентой). Что касается оскорбления памяти неконкретизированных защитников Отечества, то криминализация деяний, определенных столь абстрактно, едва ли отвечает международно-правовым стандартам в области прав человека. В случаях, когда речь идет о покушении на репутацию конкретных ветеранов, спорные вопросы могут решаться в порядке гражданского судопроизводства.