Шестерых фигурантов дела признали виновными в причастности к запрещенному объединению «Нурджулар». Приговор вступил в законную силу.
Как стало известно 8 декабря 2023 года, еще 8 ноября Мосгорсуд утвердил вынесенный летом приговор шестерым последователям Саида Нурси. Подсудимым предстоит отбыть разные сроки лишения свободы в колонии.
Приговор по делу о причастности к объединению «Нурджулар», признанному экстремистской организацией, вынес 27 июня 2023 года Кузьминский районный суд Москвы. Обвиняемому Евгению Тарасову по ч. 1 ст. 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации) назначили шесть с половиной лет колонии общего режима с четырехлетним запретом на руководство религиозными организациями и участие в них. Мукажану Ксюпову, Парвизу Зейналову и Урдашу Абдуллаеву суд назначил по той же статье по шесть лет заключения с аналогичным четырехлетним запретом, а также по году ограничения свободы. Ильмира Абдуллина и Николая Нестеровича приговорили по ч. 2 ст. 282.2 УК (участие в деятельности экстремистской организации) к двум годам семи месяцам колонии с ограничением свободы на десять месяцев.
Об уголовном преследовании стало известно осенью 2021 года — 5 октября все фигуранты дела были задержаны и отправлены под стражу. В ходе обысков у них изъяли религиозную литературу (в том числе 286 экземпляров изданий, признанных экстремистскими), компьютерную технику, телефоны и накопители данных. У некоторых из задержанных нашли оружие с патронами к нему: карабин «Вепрь», винтовку «Сайга», газовый пистолет «Иж», два арбалета и лук со стрелами. Кроме того, при обысках были найдены два экземпляра доклада Виталия Пономарева (ликвидированный ныне ПЦ «Мемориал») «Российские спецслужбы против “Рисале-и Нур”». Отмечалось также, что П. Мамедов (который не вошел в число обвиняемых по этому делу) при задержании оказал сопротивление и пытался скрыться на автомобиле. 1 сентября 2022 года Кузьминский районный суд Москвы приступил к рассмотрению уголовного дела.
По версии следствия, с которой согласился суд, в декабре 2017 года уроженец Красноярска Тарасов, проживавший в Москве, решил создать ячейку «Нурджулар» и устроил в своей квартире на Волжском бульваре «домашнее медресе». Ксюпов, Зейналов и Абдуллаев, утверждало, следствие, также организовали подобные медресе в своих квартирах. Абдуллин и Нестерович принимали участие в их деятельности; последний, в частности, занимался редактированием и оформлением обложек и текстов для книг Нурси. Участники «дарсов» (уроков) читали и обсуждали работы Нурси. Целью деятельности медресе якобы была «поэтапная трансформация личности» учеников и изменение их мировоззрения в соответствии с идеологией учения турецкого богослова Саида Нурси. По словам свидетелей обвинения, это оказывало «негативное влияние на их мировоззрение и сознание, повышая уровень агрессии к другим социальным, политическим и религиозным группам».
Мы считаем запрет «Нурджулар» неправомерным. Признание его экстремистской организацией в 2008 году явилось следствием необоснованных запретов книг турецкого богослова Саида Нурси — за пропаганду превосходства ислама над другими религиями. Напомним, Европейский суд по правам человека в 2018 году вынес постановление о том, что запрещая эти книги, российские суды нарушали ст. 10 Европейской конвенции, гарантирующую свободу выражения мнения. Мы полагаем, что российские мусульмане, изучающие наследие Нурси, не составляют единой организации. Тем не менее объединение «Нурджулар» запрещено в России как экстремистская организация, в результате чего мусульман, читающих и обсуждающих книги Нурси, преследуют в уголовном порядке.