Новости по теме

Суд прекратил дело по ст. 148 УК о съемке видео на фоне Соборной мечети

Мусульмане согласились примириться с участниками спорной видеосъемки на фоне мечети, прокурор возражал против прекращения дела.


25 мая 2022 года мировая судья судебного участка № 410 Мещанского судебного района Москвы прекратила в связи с примирением сторон уголовное дело, рассматривавшееся по ч. 1 ст. 148 УК (оскорбление религиозных чувств верующих) в отношении Денниса Игоря Беспалова, Кристины Волковой, Марии Катановой, Романа Масленникова, Елены Резниковой, Александра Резниченко и Антона Чичерина.

Дело было возбуждено в январе 2022 года в связи с тем, что Катанова выложила в соцсетях видеоролик, в котором модель в балаклаве, распахнутом пальто, никабе и нижнем белье позировала оператору Волковой на фоне московской Соборной мечети. По версии следствия, участники съемки преследовали цель надругательства над мечетью.

Катанова заявляла в Instagram написала, что не имеет к фотосессии никакого отношения, а просто проходила мимо и сняла происходящее на телефон, чтобы показать, "как не надо делать" и что цели задеть чувства верующих у нее не было, а также извинилась перед теми, кого ролик задел и оскорбил.

Расследование дела было завершено в феврале. Сообщалось, что материалы в отношении одного из фигурантов были выделены в отдельное производство, однако в итоге судили всех семерых вместе. Подсудимые признали, что поступили глупо, но не имели умысла оскорбить ислам. Мусульмане, проходящие по делу потерпевшими, обещали простить подсудимых. Прокурор возражал против прекращения дела в связи с примирением сторон.

С нашей точки зрения, дело было возбуждено неправомерно. Центр "Сова" выступал против введения в состав ст. 148 УК оскорбления чувств верующих, поскольку, с нашей точки зрения, это неопределенное понятие не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. Признаков возбуждения ненависти к мусульманам, за которое могла бы последовать ответственность по ст. 20.3.1 КоАП, в ролике не было. Соответственно, и оснований для преследования участников съемки, на наш взгляд, нет.