Новости по теме

В Москве студент получил четыре года колонии по статье о реабилитации нацизма

Матвей Юферов признан виновным в публичном осквернении символов воинской славы России и оскорблении памяти защитников Отечества.

24 декабря 2021 года Московский городской суд приговорил 19-летнего студента Матвея Юферова к четырем годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима и пятилетним запретом на деятельность, связанную с размещением материалов в интернете по ч. 4 ст. 354.1 УК (осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества или унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично).

Ночью 25 ноября на Измайловском бульваре в Москве Юферов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, справил нужду на стенд с портретом ветерана Великой Отечественной войны; видео было записано на камеру и опубликовано в сторис в его Instagram. Вскоре скриншоты этого видео появились в Telegram-канале Владислава Позднякова, основателя признанного экстремистским движения "Мужское государство". В тот же день Юферов был задержан, против него было возбуждено уголовное дело, которое расследовала следственная группа из пяти человек; сообщалось, что дело находится на личном контроле главы ГСУ СК по Москве.

Юферов, правнук ветерана и сын отставного военного, признал вину, записал видео с извинениями и пожертвовал фонду помощи ветеранам 30 тысяч рублей, которые скопил, работая курьером. В разговоре со следователем Юферов отметил, что его "выходка" была "циничной и вопиюще хулиганской", но он никогда не разделял нацистских и экстремистских убеждений. Знакомые Юферова подтвердили, что он не придерживается радикальных взглядов.

Потерпевший по делу – 69-летний сын ветерана, фото которого было на стенде, заявил, что поступок Юферова его обидел, охарактеризовал решение суда как одновременно не слишком мягкое, но и не слишком суровое, выразил предположение, что Юферов вскоре выйдет по УДО, и добавил, что самое правильное – это пятилетний запрет на публикации в сети.

Полагая, что поступок Юферова аморален и достоен общественного осуждения, мы, тем не менее, считаем неправомерным вынесенный ему приговор.

Напомним, мы выступали против введения в УК статьи о реабилитации нацизма, поскольку считаем такую норму излишней: наказание, на наш взгляд, должно следовать за пропаганду насилия (в частности, геноцида), ненависти и дискриминации, и все это уже было запрещено российским законодательством. Отметим, что Юферов никаких подобных высказываний не допускал.

Что касается памятников участникам Великой Отечественной войны, они защищены от порчи и разрушения статьей 214 УК о вандализме. В данном же случае речь шла не о памятнике, а о стенде, который в данном случае, очевидно, предлагается считать символом воинской славы России, хотя законодательство не поясняет, какие именно объекты относятся к таковым.

На наш взгляд, действия Юферова имели выраженный хулиганский характер и подпадают под действие ст. 20.1 КоАП, которая предусматривает наказание за "нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества".

При этом сын ветерана, чей портрет находился на стенде, вполне мог расценить поступок студента как оскорбляющий честь и достоинство отца, и обратиться в суд с гражданским иском против Юферова и получить от него возмещение.

Таким образом, для примерного наказания правонарушителя не было необходимости применять уголовное преследование, оправданное лишь в случае совершения преступлений, представляющих существенную опасность для общества.

Напомним, в Замечании общего порядка № 34 к ст. 19 (свобода мнений и их выражения) Международного пакта о гражданских и политических правах Комитет ООН по правам человека выражает обеспокоенность в связи с законами о таких действиях, как, в частности, неуважение к флагу и символике, а также заявляет, что "законом не должны устанавливаться более жесткие меры наказания исключительно в связи с положением личности индивида, чья репутация была якобы подвергнута сомнению".