Новости по теме

Признан экстремистским ряд публикаций с сайта организации "Шура мусульман Республики Башкортостан"

Суд в Уфе признал экстремистскими шесть текстов об исламе, и мы полагаем, что для запрета некоторых из них не было достаточных оснований.


В конце ноября 2018 года из очередного обновления Федерального списка экстремистских материалов стало известно, что в июне 2017 года Кировский районный суд Уфы признал экстремистскими шесть материалов, которые были опубликованы на сайте shurarb.ru. Этот ресурс, ныне не функционирующий, принадлежал организации "Шура мусульман Республики Башкортостан", которая вскоре после запрета текстов – в августе 2017 года – объявила о самороспуске.

Список экстремистских материалов пополнили текстовые материалы "Что выбрать: обычный ислам или суфизм?", "Обязательные или желательные условия покаяния", "Принцип приверженности и непричастности. Часть 1", "Тайны даджаля", "Шейх Фаузан о том, почему страдают мусульмане" и "Почему неверные направляются Аллахом против мусульман?". Решение о запрете было принято на основании двух экспертиз – лингвистической и психологической. Лингвистическая экспертиза показала, что в текстах есть высказывания, "в которых речь идет о преимуществе, превосходстве группы лиц перед другими людьми по признакам отношения к религии", при этом в них при помощи стратегий запугивания и убеждения противопоставляются "свои" и "чужие" ("неверные"). В конечном счете, решили эксперты, автор формирует негативное стереотипное отношение к христианству, иудаизму, а также суфизму. Психологическое исследование показало, что оказываемое текстами воздействие направлено на формирование ненависти к евреям и принятие салафитских норм как единственно верных, а также что эти материалы формируют агрессивную модель поведения против евреев, вероотступников, иноверцев, язычников, "т. к. борьба за чистоту религии путем военных действий и нравственного очищения является одним из трех принципов" салафии.

С нашей точки зрения, для признания экстремистскими некоторых из этих текстов достаточных оснований не было, так как они не побуждают ни к каким агрессивным действиям. Так, в материале "Обязательные и желательные условия Покаяния" лишь раскрывается понятие покаяния в исламе. Со ссылкой на Коран и богословов в статье утверждается, что вероотступники, вернувшиеся в ислам и искренне покаявшиеся, будут прощены, однако покаяния за грехи нераскаявшимся вероотступникам, христианам и иудеям нет. "Приверженцы нововведений" для покаяния должны от этих религиозных нововведений отречься, отмечается в материале.

Автор текста "Что выбрать: обычный ислам или суфизм?" лишь пересказал и подверг критике суфийскую притчу, назвав ее примером глубочайшего заблуждения для "обычных мусульман". В тексте "Шейх Фа­узан о том, по­чему стра­да­ют му­суль­ма­не" содержится призыв бо­роть­ся "про­тив мно­гобо­жия", но автор не упоминает о насильственной борьбе, а пишет лишь о призыве мусульман к таухиду (представлению о единстве и единственности Аллаха).

В тексте "Принцип приверженности и непричастности. Часть 1" можно усмотреть призыв к дискриминации по религиозному признаку, поэтому мы не готовы назвать его запрет неправомерным. Материалы "Тайны даджаля" и "Почему неверные направляются Аллахом против мусульман?" нам обнаружить не удалось.

Ссылки на данную статью [2]