Жительница Барнаула, обвиняемая по ст. 148 и 282 УК, намерена просить убежища за рубежом.
17 октября 2018 года Мария Мотузная из Барнаула, обвиняемая в унижении достоинства группы лиц, выделенной по признаку расы (ч. 1 ст. 282 УК) и оскорблении чувств верующих (ч. 1 ст. 148 УК), сообщила, что покинула Россию и находится в Киеве. Она намерена просить политическое убежище в одной из зарубежных стран. Накануне Мотузная, находясь под подпиской о невыезде, с разрешения следователя на несколько дней отправилась в Москву для участия в ряде мероприятий, однако обратно в Барнаул не вернулась.
Рассмотрение дела Мотузной началось в Индустриальном районном суде Барнаула 6 августа 2018 года. Ей поставили в вину публикацию в соцсети "ВКонтакте" изображений, на одном из которых Иисус Христос пускает сигаретный дым через отверстие в ладони, а на другом крестный ход по разбитой дороге сопровожден подписью "Две главные беды России". Экспертиза выявила в этих картинках "лингвистические, психологические и религиоведческие признаки выражения неуважения к обществу в целях оскорбления религиозных чувств верующих". В двух других изображениях еще одна экспертиза выявила лингвистические признаки "унижения представителей негроидной расы" и "пропаганды превосходства европеоидной расы над негроидной". 9 октября, после принятия нового постановления пленума Верховного суда России о рассмотрении дел экстремистской направленности, дело Мотузной было возвращено в прокуратуру.
26 декабря 2018 года СУ СК по Алтайскому краю заявил, что будет заниматься дополнительным расследованием по делу Мотузной и что она не объявлена в розыск.
С нашей точки зрения, понятие "оскорбление чувств верующих", введенное в состав ст. 148 УК, не имеет и не может иметь четкого юридического смысла. Изображения на религиозную тему, в публикации которых обвинили Мотузную, не содержали никаких агрессивных призывов, поэтому мы полагаем, что привлечение за их публикацию к уголовной ответственности в принципе неправомерно.
Что касается расистских картинок, опубликованных Мотузной, то, поскольку они не содержали призывов к противоправным действиям, мы сомневаемся в том, что их публикация заслуживала преследования в уголовном порядке. Мы вообще полагаем, что унижение достоинства группы лиц, включенное в состав ст. 282 УК, должно быть декриминализовано как деяние, не представляющее значительной общественной опасности.