Новости по теме

Прокуратура обвиняет "Мемориал" в экстремистской деятельности

26 февраля 2006 г. прокуратура г.Москвы в лице заместителя городского прокурора С.Лапина вынесла предостережение исполнительному директору Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал" Елене Жемковой в связи с размещением на сайте www.memo.ru экспертного заключения муфтия Азиатской части России Нафигуллы Аширова по четырем брошюрам, изданным запрещенной в России организацией "Хизб ут-Тахрир". Одновременно за само это заключение предупреждение было вынесено и муфтию Аширову.

В своем заключении, написанном по просьбе "Мемориала", в который обращались преследуемые члены "Хизб ут-Тахрир" Аширов пришел к выводу, что в тех работах, которые он анализировал, не содержится ничего, что можно было бы трактовать как призывы к насилию и религиозной розни; он не обнаружил в них ничего, что тем или иным образом ущемляло бы религиозные чувства или человеческое достоинство представителей других конфессий. Одновременно он выразил свое негативное отношение к использованию таких конструкций, как "косвенный характер", "скрытая форма" и т.д., для обоснования экстремистского характера некоторых исламских литературных источников, что имело место в ряде регионов России. В заключении муфтий также апеллировал к закону о свободе совести. Отметим, что в тексте заключения не содержалось ни одной цитаты из анализируемых текстов, они даже приблизительно не пересказывались.

Однако Московская прокуратура, ссылаясь на заключение некоей экспертизы, с которой представителям "Мемориала" ознакомиться не дали, сделала вывод, что поскольку заключение не подтверждает обвинений "Хизб ут-Тахрир" в экстремизме и терроризме, то его "можно расценивать как пропагандистский материал с точки зрения социальной психологии".

Московская городская прокуратура посчитала, что "Мемориал" нарушает ст. 17 закона "О противодействии экстремистской деятельности", которая гласит, что "на территории Российской Федерации запрещается деятельность общественных и религиозных объединений, иных некоммерческих организаций иностранных государств и их структурных подразделений, деятельность которых признана экстремистской в соответствии с международно-правовыми актами и федеральным законодательством". "Данный запрет, - говорится в предупреждении прокуратуры, - влечет за собой в том числе и "запрет распространения на территории Российской Федерации материалов запрещенной организации, а равно иной информационной продукции, содержащей материалы данной организации".

28 февраля 2006 года на пресс-конференции представители "Мемориала" Олег Орлов, Светлана Ганнушкина, Виталий Пономарев, Елена Рябинина заявили, что намерены обжаловать предостережение Мосгорпрокуратуры в суде.


Комментарий: Текст муфтия Аширова не является материалом организации "Хизб ут Тахрир", и даже не цитирует, повторим, анализируемую литературу, а соответственно не является материалом, подразумеваемым ст. 17 соответствующего закона. Таким образом, на наш взгляд, имеет место прямая манипуляция законом.

Фактически несогласие муфтия и общества "Мемориал" с решением Верховного Суда, признавшего "Хизб ут-Тахрир" террористической организаций квалифицируется как экстремистское деяние - оправдание деятельности террористической организации, хотя выражение несогласия с решением суда есть лишь обычная реализация свободы слова (если это несогласие не выражается в форме, нарушающей закон, чего в данном случае нет).

О репрессивном потенциале российского антиэкстремитского законодательства эксперты предупреждали еще в момент его принятия в 2002 году (напомним, благодаря широкой трактовке определения "экстремистская деятельность" можно закрыть метро или, например, авиакомпанию "Сибирь", чьи самолеты подверглись террористической атаке в 2004 году: ведь она, таким образом, перевозила террористов, что является нарушением ч. 3 ст.1 закона о "О противодействии экстремистской деятельности").

Теперь этот потенциала все заметнее начинает реализовываться на практике. Вместо того, чтобы проводить экспертизу материалов "Хизб ут-Тахрир", прокуратура проводит экспертизу экспертизы, ее (прокуратуру) не удовлетворяющую, и делает вывод об экстремистском характере документа, являющегося субъективным, возможно не вполне справедливым, но уж точно не разжигающим никакой розни и не призывающим ни к каким противоправным действиям. И выносит предупреждение "за экстремизм" организации, являющейся последовательным и принципиальным оппонентом прокуратуры в делах, связанных с обвинениями в членстве в "Хизб ут-Тахрир", но уж никак не занимающейся возбуждением ненависти или иными действиями, которые можно счесть экстремистскими.

Информация Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества "Мемориал"

Ссылки на данную статью [3]