Новости по теме

В уголовном преследовании Алексея Поднебесного участвовал Центр "Э"

В начале января 2012 года появилась информация о передаче в суд дела известного общественного активиста из Нижнего Новгорода Алексея Поднебесного. В расследовании дела, возбужденного вначале по ч. 1 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), а затем еще и по ч. 3. ст. 30, ст. 105 УК РФ (покушение на убийство) и ч. 2 ст. 318 УК РФ (причинение вреда здоровью представителю власти), принимали активное участие сотрудники Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД Нижегородской области.

В ночь с 16 на 17 июля 2011 года, на озере Светлояр (в Воскресенском районе Нижегородской области примерно в 100 километрах от Нижнего Новгорода) А. Поднебесный вступил в драку и нанес одному из участников телесные повреждения (по его версии – защищаясь от нападения), после чего уехал с места происшествия в город.

Утром 18 июля к Поднебесному в квартиру пришли сотрудники Центра "Э", задержали его и провели обыск. Сам активист при задержании пытался бежать и при этом брызнул струей из газового баллончика в лицо полицейскому в штатском. Сообщается, что при задержании А. Поднебесный был избит.

В ходе обыска были изъяты компьютеры, диски с записями протестных акций, фотоаппарат, диктофон, дневники, личные записи и т.д. – то есть предметы, не имеющие отношения к делу о драке на озере, но потенциально содержащие "компромат" на оппозиционного общественного деятеля.

После того, как А. Поднебесный написал (по его утверждению, под давлением) "явку с повинной", его препроводили в поселок Воскресенское, где он был арестован и помещен под стражу, где провел два месяца. Дальнейшим расследованием его дела занимались работники Воскресенского отдела МВД, а затем Следственного отдела (бывшее следствие прокуратуры) Нижегородского района Нижнего Новгорода.

Сам А. Поднебесный рассматривает уголовное преследование как месть прокуратуры за публикации с разоблачениями (он бывший следователь прокуратуры) и попытку Центра "Э" устранить "неудобного" общественного активиста.

Из материалов, доступных общественности, невозможно понять, какое отношение может иметь Центр "Э" к этому делу (безотносительно вопросов о виновности подозреваемого, степени фабрикации экспертиз и наличия полицейского произвола): вменяемые А. Поднебесному статьи Уголовного кодекса никоим образом не входят в сферу ответственности подразделений по противодействию экстремизму. Подозрительна и оперативность, с которой были проведены обыск и задержание (видимо, она объясняется тем, что А. Поднебесный находился под постоянным наблюдением).

Приходится признать, что версия о попытке изъятия активиста из общественной деятельности с помощью "чисто уголовного" дела (сфабрикованного или реального) выглядит имеющей право на существование.