Новости по теме

Адвокат Валиуллин обратился в Конституционный суд РФ

17 января 2011 года адвокат Рустем Валиуллин, специализирующийся на делах о свободе слова и вероисповедания, обратился в Конституционный суд России с жалобой на ст. 13 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности". Он просит признать не соответствующим Конституции абзац из этой статьи в части возможности признания информационных материалов экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения и распространения. Об этом сообщила Правозащитная ассоциация АГОРА.

По мнению Валиуллина, судебная практика признания материалов экстремистскими в любой точке страны — по месту их обнаружения — нарушает ряд прав авторов и издателей, в частности, право на доступ к правосудию, равенство перед законом, право на охрану частной собственности. Кроме того, распространенная практика ведения процессов без участия стороны ответчика нарушает конституционный принцип состязательности и равноправия сторон в суде.

По словам Валлиуллина, "права автора или издателя литературы становятся незащищенными, поскольку они будут вынуждены тратить большие денежные и временные ресурсы, чтобы отстаивать в суде свою книгу в отдаленном регионе".

Эта статья закона также имеет потенциал для использования процедуры признания материалов экстремистскими для банального наращивания соответствующей отчетности. Валиуллин приводит в качестве примера случай с одной из исламских книг, признанной экстремистской дважды — в Тюменской и Самарской областях (имеется в виду "Основы веры в свете Корана и Сунны").

Мы солидарны с Рустемом Валиуллиным в том, что существующая практика нарушения прав авторов и издателей недопустима, и могли бы продолжить список примеров таких нарушений.

Отчасти это действительно связано с нормой, внесенной несколько лет назад в ст.13 закона "О противодействии экстремистской деятельности": "Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов..." Такая формулировка возникла из-за неизбежных практических затруднений в определении местонахождения издателя или распространителя. Между тем, автор, скажем, инструкции по националистическому террору может не только распространять свое произведение втайне, но и жить за границей.

Чтобы не создавать эти затруднения снова и при этом избежать возникающих при этом нарушений прав и законных интересов, следовало бы обратиться к не раз уже предлагавшейся идее рассматривать запрет материалов не на районном, а только на региональном уровне. Если этими вопросами занимались бы только региональные прокуратуры и суды, было бы проще наладить своевременную публикацию информации, стало бы возможным избежать дублирования запретов и вообще сократить количество таких дел. Конечно, такая поправка к закону должна рассматриваться как временная мера впредь до более фундаментального решения многочисленных проблем, порожденных самим механизмом запрета "экстремистских материалов".