Новости по теме

Варшава: презентация доклада FIDH "Общество под контролем: несоответствующее применение мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом в России"

1 октября 2009 года в рамках ежегодной варшавской конференции по человеческому измерению состоялся брифинг "Злоупотребление борьбой против терроризма и экстремизма в России", организованный Международной федерацией прав человека (FIDH) при участии Комитета "Гражданское содействие" и организации "Матери Дагестана за права человека" (оба — Россия). На брифинге был представлен доклад FIDH "Общество под контролем: несоответствующее применение мер по борьбе с терроризмом и экстремизмом в России" (презентация доклада в России состоялась 23 июля 2009 года).

В брифинге приняли участие Сухайр Бельхассен (президент FIDH), Елена Рябинина ("Гражданское содействие"), Светлана Исаева ("Матери Дагестана").

Г-жа Сухайр Бельхассен обратила внимание собравшихся на то, что после 11 сентября 2001 года под предлогом борьбы с террористической угрозой права человека подверглись существенному давлению. Она подчернула, что пытки, секретные тюрьмы, внесудебные казни и т.п. крайние проявления нарушений прав человека под предлогом борьбы с террористической угрозой, зафиксированные за эти годы в разных странах мира, недопустимы и ничем не оправданны.

Елена Рябинина в своем выступлении остановилась на проблеме преследования последователей так называемого "нетрадиционного" ислама в России (преследования членов "Хизб ут-Тахрир", запреты книг Саида Нурси и др.). По ее мнению, подобная политика фактически является политикой принудительной радикализации. Создается ситуация, в которой гражданину, вся вина которого состоит лишь в том, что он "не так" исповедует религиозные взгляды, не остается места в правовом поле.

Светлана Исаева рассказала о похищениях людей и фальсификации данных о борьбе с терроризмом на Северном Кавказе.

Затем состоялась оживленная дискуссия, в которой основное внимание было сосредоточено на вопросах распространения негативных антитеррористскических практик в ареале Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и распространения антиэкстремистского правоприменения на тексты собственно религиозного содержания.