Новости по теме

П. Чиков - об антиэкстремистском законодательстве

Член общественного совета проекта "Санация права", руководитель Международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков поделился своим мнением о том, как следует реформировать антиэкстремистское законодательство в России. Мы перепечатываем его заметку.



Насчет ст. 282 УК РФ.

Коли я уж вхожу в Совет проекта "Санация права", полемизировал на телеканале "Дождь" с Олегом Кашиным на эту тему надысь, а споры разгорелись серьезные, доведу свои соображения, в т. ч. по просьбе Владимира Ашуркова.


1. Уголовное преследование за слова недопустимы в идеальном обществе. К этому нужно стремиться и стоило бы заявить об этом как о цели.

2. Поскольку, учитывая крайне высокий уровнь агрессии и напряжения в стране, созданный при этом во многом благодаря целенаправленным усилиям нынешнего политического режима, это явно контрпродуктивно сегодня в России, в отношении антиэкстремистского законодательства нужна дорожная карта, включающая в себя как первоначальные, так и последующие шаги и примерное направление.

3. Причиной полярных мнений об антиэкстремистском законодательстве во многом служит его умышленная родовая травма. Добрая затея обернута в негодную упаковку и используется в недобрых целях.


Поясню.

Борьба с насильственными преступлениями на почве ненависти и языком вражды - годная, оправданная и необходимая задача государства. Отсюда оправдано нормативное регулирование этой задачи. Но сделано это было сознательно так, чтобы иметь возможность незаконного произвольного политически мотивированного преследования граждан и организаций.

Поэтому я бы предложил оставить верную суть, вычистить зло и заново упаковать. А именно, упразднив ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", принять условный ФЗ "О противодействии дискриминации". В нем изложить основы антидискриминационного законодательства, уязвимой группы, насилия на почве ненависти, языка вражды и т. д. Переформатировав таким образом и сменив приоритеты в государственной политике. Никто не осуждает власти за уголовное преследование применяющих насилие по мотиву ненависти. Никто не осуждает власти за защиту уязвимых групп. Но этими группами не могут и не должны быть сотрудники полиции, депутаты и неонацисты (цитирую по практике). Это и нужно оставить приоритетами.


4. Кроме того, стоило бы подумать о переводе ст. 282 в КоАП, который сегодня предусматривает санкции в виде штрафов вплоть до сотен тысяч рублей, что сильно чувствительно. В УК можно оставить (или даже усилить, конкретизировав) только насилие на почве ненависти, подчистив остальное - убрав "экстремистский мотив" из ненасильственных преступлений - вандализм, хулиганство и пр. Это нужно в том числе и для того, чтобы пресечь инерцию правоохранительной и судебной машины сажать людей за слова в тюрьмы.


Когда ты что-то убираешь, зачастую логично заменить чем-то новым, свежим.

Если у тебя унитаз дома раскололся и потек, ты ведь принимаешь решение не только о том, чтобы его заменить, но и о том, чтобы новый поставить.