Новости по теме

В первом чтении приняты поправки об ограничениях для уклоняющихся за рубежом от наказания по УК и ряду статей КоАП

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

Тех, кто уехал из России и уклоняется от наказания, будут ограничивать в правах и вносить в публичный список, а их доходы — зачислять на спецсчет.

18 декабря 2025 года Госдума в первом чтении приняла законопроект № 1095029-8 «О временных ограничительных мерах в отношении лиц, находящихся за пределами Российской Федерации и уклоняющихся от исполнения наказания». Сами поправки на рассмотрение в нижнюю палату парламента внесли 11 декабря члены комиссии Думы по иностранному вмешательству.

Инициатива предлагает целый ряд ограничений для тех, кто находится за рубежом и при этом уклоняется от наказания, назначенного по Уголовному кодексу (УК) или ряду статей Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Это будет касаться любых уголовных наказаний, а также наказаний по следующим нормам КоАП:

  • ч. 42 ст. 19.15 (невыполнение предписания либо предупреждения по закону об «иностранных агентах»);
  • ст. 19.34 (нарушение порядка деятельности «иностранного агента»);
  • ст. 20.3.2 (призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности России);
  • ст. 20.3.3 (дискредитация использования вооруженных сил или деятельности госорганов за рубежом);
  • ст. 20.3.4 (призывы к введению санкций);
  • ст. 20.33 (участие в деятельности нежелательной организации).

Мер, которые к ним будут применяться, четырнадцать. Это:

  • запрет на регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • запрет на налоговый статус самозанятого;
  • приостановка постановки на кадастровый учет и регистрации прав на недвижимость;
  • ограничение права управления транспортными средствами;
  • запрет на регистрацию транспортных средств
  • отказ в заключении кредитных договоров и договоров займа;
  • отказ в предоставлении госуслуг в электронной форме;
  • отказ в предоставлении и приостановка ранее выданных лицензий, разрешений и аккредитаций;
  • запрет на дистанционное банковское обслуживание;
  • замораживание денежных средств и иного имущества;
  • ограничение многих консульских услуг;
  • отказ в совершении нотариальных действий (кроме установления консульством факта нахождения в живых и удостоверения подписи инвалида по зрению);
  • запрет заключения сделок и совершения иных действий по доверенности;
  • запрет использования электронной подписи, отзыв ранее выданных сертификатов.

Согласно законопроекту, для применения мер должны выполняться три условия. Во-первых, нужен вступивший в законную силу приговор суда по УК либо постановление суда по одной из вышеперечисленных статей КоАП. Во-вторых, уполномоченные органы должны будут подтвердить факт уклонения от наказания (видимо, решение суда по ст. 314 УК или 20.25 КоАП, которые карают за такое уклонение, не требуется). В-третьих, уполномоченные органы должны будут подтвердить факт пересечения человеком границы России.

Предложения о применении ограничительных мер смогут предоставлять «заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и иные федеральные государственные органы», но принимать решение будет генпрокурор или его заместитель; при этом Генпрокуратура сможет и сама запрашивать у разных ведомств информацию о наличии оснований для этих ограничений. Список тех, против кого вводятся ограничения, будет публиковаться на сайте Генпрокуратуры, и всем ведомствам, задействованным в их реализации, будут рассылаться его обновления.

Отмена приговора или постановления суда по делу об административном правонарушении, начало исполнения наказания, нахождение человека на территории России или его смерть будут считаться основаниями для отмены ограничений и исключения этого человека из списка в течение трех дней. С заявлением об отмене ограничительных мер сможет письменно обратиться в Генпрокуратуру и сам включенный в список.

Чтобы те, в отношении кого ввели ограничения, смогли получать причитающиеся бюджетные платежи и другие деньги от физических и юридических лиц, им будут открывать специальный счет в уполномоченном банке. При этом такой счет смогут открыть и по заявлению плательщика — без участия покинувшего Россию или его представителя. Более того, реквизиты этого счета планируется размещать в вышеупомянутом списке на сайте Генпрокуратуры.

Со спецсчета можно будет осуществлять бюджетные взыскания; в случае же снятия ограничений деньги будут переводить на другой счет.

Кроме того, предусматривается, что для «обеспечения жизнедеятельности» родителей, мужа или жены, детей уехавшего из России, «если такие члены семьи ранее совместно проживали» с ним и «не имеют самостоятельных источников дохода», Генпрокуратура будет назначать им ежемесячное гуманитарное пособие за счет замороженных средств либо средств со спецсчета.

Наконец, организации, состоявшие в «гражданско-правовых, трудовых либо иных порождающих обязательства имущественного характера» отношениях с ограниченным в правах, смогут требовать взыскания имущественного ущерба через суд. В случае удовлетворения иска взыскание будет происходить опять же из замороженных средств или со спецсчета.

Отдельный законопроект № 1095042-8 содержит корреспондирующие поправки к ряду существующих законов, необходимые для реализации вышеописанного механизма. Предполагается, что в случае принятия оба новых закона вступят в силу с 1 марта 2026 года.