Новости по теме

Подписан закон об изменении порядка признания материалов экстремистскими

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

Законодательные изменения предусматривают передачу дел о признании материалов экстремистскими в региональные суды, обязательное привлечение к процессу авторов и издателей, а для религиозной литературы — и специалистов по соответствующей религии.

14 февраля 2024 года Владимир Путин подписал закон об изменении подсудности и процедуры рассмотрения дел о признании материалов экстремистскими.

Соответствующий законопроект № 285780-8 был внесен в Думу парламентом Чечни 27 января 2023 года. В СМИ сообщалось, что профильный комитет — по госстроительству и законодательству — одобрил его ко второму чтению еще 27 ноября 2023 года. Однако на сайте Госдумы это решение не было отражено, а в январе 2024-го комитет предложил другой вариант текста законопроекта. 23 января 2024 года Госдума приняла поправки во втором чтении, а 25 января — в третьем чтении.

Согласно изменениям, внесенным в ч. 1 ст. 265.8 Кодекса административного судопроизводства (КАС) и федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», дела о признании материалов экстремистскими с момента вступления закона в силу будут рассматривать суды субъектов федерации (верховные суды республик, областные и краевые суды, суды городов федерального значения, автономных областей и округов). До этого экстремистскими материалы признавали районные суды. Заметим, что передать дела о признании материалов экстремистскими региональным судам группа депутатов предлагала еще в 2015 году, но тогда инициатива не нашла поддержки.

Вероятно, передача рассмотрения подобных исков в ведение более компетентных судов может повысить качество решений о запрете материалов. Впрочем, в целом проблемы с составом и использованием ФСЭМ сохранятся, поскольку, на наш взгляд, сам механизм признания материалов экстремистскими, основанный на их включении в единый список, неэффективен.

Помимо этого, согласно нововведениям, к рассмотрению дел о признании материалов экстремистскими суд будет привлекать правообладателей, издателей, авторов произведений и (или) перевода материалов, если они известны. При этом, как следует из принятого текста, они будут заинтересованными лицами, а не ответчиками, и таким образом не будут нести судебные расходы (если только их действия не «послужили поводом» для подачи иска). А в том случае, если иск касается издания «религиозного характера», суд должен будет вызвать специалиста, «обладающего специальными знаниями по соответствующей религии».

Идею привлечения правообладателей, авторов произведений и (или) перевода к рассмотрению дел о признании материалов экстремистскими мы поддерживаем. Вполне оправданным, на наш взгляд, может быть и привлечение специалистов по соответствующей религии в тех случаях, когда иск касается религиозной литературы.

Сомнительным представляется нам изменение, внесенное в ст. 13 закона о противодействии экстремистской деятельности. Если до сих пор в законе говорилось, что суды признают материалы экстремистскими «на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу», теперь формулировка изменилась. Теперь же там говорится, что суды должны признавать материалы экстремистскими «по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство, в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве». Таким образом, из закона выпало положение об участии прокуроров в качестве заявителей исков о признании материалов экстремистскими (не упоминает их и КАС), и такие иски смогут подавать разные ведомства. Напомним, после того, как в 2016 году Генпрокуратура передала подачу исков о признании материалов экстремистскими в ведение прокуратур субъектов федерации, темп роста Федерального списка экстремистских материалов (ФСЭМ) заметно снизился за счет уменьшения числа непродуманных и небрежно составленных исков.