Новости по теме

Подготовлен ко второму чтению законопроект об изменении порядка признания материалов экстремистскими

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Исследовательский центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента Исследовательский центр «Сова».

Профильный комитет со второй попытки одобрил законопроект о процедуре признания материалов экстремистскими. Теперь поправки будут представлены ко второму чтению.

15 января 2024 года комитет Госдумы по госстроительству и законодательству одобрил текст законопроекта № 285780-8 об изменении подсудности и процедуры рассмотрения дел о признании материалов экстремистскими. Теперь он будет представлен ко второму чтению.

Законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы парламентом Чечни 27 января 2023 года. В СМИ сообщалось, что комитет одобрил его ко второму чтению еще 27 ноября 2023 года. Однако на сайте Госдумы это решение не было отражено, и в итоге в январе 2024 года комитет предложил другой вариант текста законопроекта.

Согласно поправкам, которые предлагается внести в ч. 1 ст. 265.8 Кодекса административного судопроизводства и федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности», дела о признании материалов экстремистскими будут рассматривать суды субъектов федерации (верховные суды республик, областные и краевые суды, суды городов федерального значения, автономных областей и округов). На данный момент экстремистскими материалы признают районные суды. В 2015 году с инициативой подобного изменения законов в Госдуму обращалась группа депутатов, но тогда их законопроект не был принят.

Вероятно, если рассмотрение подобных исков будет передано в ведение более компетентных судов, качество решений о запрете материалов может повыситься. Впрочем, проблемы с составом и использованием ФСЭМ сохранятся, поскольку, на наш взгляд, сам механизм признания материалов экстремистскими, основанный на их включении в единый список, неэффективен.

Кроме того, согласно предложенному проекту, к рассмотрению дел о признании материалов экстремистскими следует привлекать правообладателей, издателей, авторов произведений и (или) перевода материалов, если они известны. А в том случае, если иск касается издания «религиозного характера», суд должен будет вызвать специалиста, «обладающего специальными знаниями по соответствующей религии».

Мы поддерживаем идею привлечения правообладателей, авторов произведений и (или) перевода к рассмотрению дел о признании материалов экстремистскими. Отметим, что из версии законопроекта, которую планировалось одобрить в ноябре 2023 года, было не вполне ясно, будут ли правообладатели, издатели, авторы и переводчики считаться лицами, «действия которых послужили поводом для подачи административного искового заявления». Согласно ст. 265.9 КАС судебные расходы в таких делах несет именно «лицо, действия которого послужили поводом». В тексте, одобренном в январе 2024 года, неоднозначность устранена: подобное «лицо» привлекается к делу в качестве административного ответчика, а правообладатели, издатели, авторы и переводчики — как заинтересованные лица.

Вполне оправданна, на наш взгляд, идея проведения религиоведческой экспертизы по некоторым из таких дел. В первоначальных вариантах законопроекта содержалось указание на привлечение к процессу представителей централизованных религиозных организаций. Однако включение этого положения в кодекс могло привести к ситуациям, когда суд привлекал бы к обсуждению религиозного текста одного религиозного направления представителей совершенно других религиозных организаций, чье мнением было бы нерелевантным. В итоговом тексте какие-либо указания на централизованные религиозные организации отсутствуют, зато подчеркивается, что специалист должен обладать познаниями именно в той религии, о которой идет речь в процессе. Это изменение мы можем только приветствовать.

Однако есть в законопроекте и сомнительная поправка: предлагается внести изменения в ст. 13 закона о противодействии экстремистской деятельности. Если до сих пор в законе говорилось, что суды признают материалы экстремистскими «на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу», теперь формулировку предложено изменить. Согласно законопроекту, суды должны признавать материалы экстремистскими «по месту обнаружения, распространения данных материалов или по адресу организации, осуществляющей их производство, в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве». Таким образом, из закона выпадает положение об участии прокуроров в качестве заявителей исков о признании материалов экстремистскими (не упоминает их и КАС), и такие иски смогут подавать разные ведомства. Напомним, после того, как в 2016 году Генпрокуратура передала подачу исков о признании материалов экстремистскими в ведение прокуратур субъектов федерации, темп роста Федерального списка экстремистских материалов (ФСЭМ) заметно снизился за счет уменьшения числа непродуманных и небрежно составленных исков.


Ссылки на данную статью [1]