Новости по теме

ГД приняла в первом чтении законопроекты о расширении понятия экстремистских материалов

В Думе вернулись к идее наказания за распространение материалов, не включенных в список экстремистских, а также за публикацию изображений, "оспаривающих территориальную целостность России".


20 декабря 2022 года Госдума приняла в первом чтении законопроекты № 196560-8 и № 196548–8, предполагающие расширение диспозиции ст. 20.29 КоАП (производство и массовое распространение экстремистских материалов) и определения экстремистских материалов.

Они были внесены на рассмотрение нижней палаты парламента в сентябре.

Законопроект № 196560-8 предполагает расширение действия ст. 20.29 КоАП на производство и распространение материалов, которые отнесены к экстремистским федеральными законами, но не входят в Федеральный список экстремистских материалов – то есть не запрещены по решению суда. 

Напомним, на данный момент п. 3 ст. 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" определяет экстремистские материалы следующим образом: "предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы".

При этом на данный момент санкции предусмотрены лишь за производство и массовое распространение, а также хранение в целях массового распространения таких экстремистских материалов, которые запрещены по решению суда, после чего включены в Федеральный список экстремистских материалов: такова формулировка ст. 20.29 КоАП. Сейчас Федеральный список экстремистских материалов насчитывает 5329 пунктов. Это огромный перечень не всегда точно описанных материалов, но все же это закрытый список, и суды подвергают граждан или организации наказанию только за распространение материалов из списка. Если законопроект будет принят, суды смогут наказывать и за распространение (изготовление, хранение в целях распространения) таких материалов, которых в списке нет, но которые, по мнению правоохранителей и судей, соответствуют определению в законе о противодействии экстремистской деятельности (или в иных релевантных федеральных законах, которые могут быть приняты в дальнейшем). 

Исключение должно составить лишь производство и распространение материалов, подпадающее под действие чч. 4.1 (о материалах, "реабилитирующих нацизм") и 6 (о материалах, пропагандирующих или оправдывающих террористическую и экстремистскую деятельность) ст. 13.15, ст. 13.37 (о распространении пропаганды или оправдания терроризма или экстремизма владельцами аудиовизуальных сервисов), ст. 20.3 (о запрещенной атрибутике и символике), ст. 20.3.2 (о публичных призывах к нарушению территориальной целостности России) КоАП, если соответствующие действия "не содержат признаков уголовно наказуемого деяния".

Таким образом, пределы усмотрения суда при применении ст. 20.29 КоАП резко расширятся. Появится дополнительный стимул и у законотворцев – расширять определение экстремистских материалов. Собственно, инициатива направлена именно на умножение поводов для преследования: это подтверждает второй законопроект из того же пакета. Законопроект № 196548–8 предлагает включить в определение понятия "экстремистские материалы" в рамочном законе "картографические и иные изображения и продукцию, оспаривающие территориальную целостность Российской Федерации". То есть в случае принятия законопроекта под запрет попадет публикация карт, на которых части территории РФ "наглядно отнесены" к территории других государств. На наш взгляд, дискуссия по вопросам статуса тех или иных территорий может ограничиваться, только если речь идет о призывах к насильственному сепаратизму, а предложенное ограничение явится очевидно чрезмерным и необоснованным вторжением в свободу выражения мнения и распространения информации.

Ссылки на данную статью [2]