Новости по теме

В ГД внесен пакет законопроектов об упоминании запрета экстремистских организаций новостными агрегаторами и онлайн-кинотеатрами

Обязанность упоминать о запрете экстремистских организаций предлагается распространить на новостные агрегаторы и онлайн-кинотеатры.


3 июля 2019 года курултай Республики Башкортостан и депутат Госдумы Павел Качкаев внесли на рассмотрение парламента пакет законопроектов, уточняющих обязанности и ответственность новостных агрегаторов и владельцев аудиовизуальных сервисов (онлайн-кинотеатров).

Первый законопроект пакета предусматривает дополнение статей 10.4 и 10.5 федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" словами о том, что как новостные агрегаторы, так и владельцы аудиовизуальных сервисов обязаны не допускать распространения информации об организациях, включенных в перечень экстремистских организаций, без указания на их запрет. В настоящее время такая обязанность есть только у СМИ.

Второй законопроект вносит поправки в ст. 13.37 КоАП. Сейчас она предусматривает ответственность владельцев аудиовизуальных сервисов за распространение информации с оправданием террористической или экстремистской деятельности и призывами к такой деятельности. Авторы законопроекта предлагают расширить ответственность за распространение такой информации и на новостные агрегаторы.

Помимо этого, в ст. 13.37 КоАП предлагается ввести ч. 2, по которой как онлайн-кинотеатры, так и агрегаторы будут подлежать наказанию за распространение информации об экстремистских организациях без указания на их запрет. Граждан авторы инициативы хотят штрафовать на суммы от 2 до 2,5 тыс. рублей, должностных лиц – от 4 до 5 тыс. рублей, юридические лица – от 40 до 50 тыс. рублей. Точно такие же штрафы в действующей редакции кодекса предусмотрены для СМИ (ч. 2 ст. 13.15 КоАП).

По мнению авторов законопроектов, отсутствие упоминаний о запрете экстремистских организаций не позволяет аудитории новостных агрегаторов и аудиовизуальных сервисов "получать достоверную и полную информацию, сформировать объективное мнение по тем или иным вопросам","создает благоприятную почву для неверной интерпретации событий, позиционирования запрещенных в России организаций в качестве легально действующих" и для пропаганды запрещенных идеологий. Помимо этого, в пояснительной записке указано, что принятие законопроектов "направлено на активизацию превентивных мер, направленных на локализацию и нейтрализацию террористических и иных экстремистских проявлений, устранение потенциальных предпосылок их формирования".

С нашей точки зрения, инициатива депутатов и избыточна, и труднореализуема. Новостные агрегаторы сами по себе не производят информационный контент, а лишь в автоматическом режиме коллекционируют материалы интернет-сайтов, сортируя их по сюжетам и воспроизводя заголовки и аннотации. Если их владельцы и смогут реализовать автоматическое демонстрирование пользователям пояснений о запрете организаций, названия которых попадают в заголовки и аннотации, совершенно неясно, какую цель будет преследовать эта мера. Что касается аудиовизуальных сервисов, то непонятно, каким образом информировать зрителя о запрете той или иной организации, название которой встречается в демонстрируемом ему фильме. Возможно, разработчики новых законопроектов полагали, что под термином "владельцы аудиовизуальных сервисов" понимаются видеоблогеры, однако такая трактовка законодательства неверна.