Новости по теме

В Госдуму внесен пакет законопроектов о запрете на распространение сведений, способствующих введению антироссийских санкций

Депутат от "Справедивой России" Михаил Емельянов предлагает меры, направленные на создание "режима дозированного предоставления только необходимой и безвредной информации" о России, ее гражданах и организациях. За распространение информации, повлекшее введение санкций, по его мнению, надлежит преследовать в уголовном порядке.

15 мая 2019 года депутат Михаил Емельянов ("Справедливая Россия") внес в Государственную Думу пакет законопроектов о запрете на распространение сведений, способствующих введению санкций в отношении российского государства, граждан и организаций.

Первый из двух законопроектов предлагает дополнить Федеральный закон от 04 июня 2018 года № 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" статьей 3.1, запрещающей "сбор, передачу и распространение информации, способствующей введению и осуществлению политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, а также о лицах, в отношении которых были приняты меры ограничительного характера" иностранным государством, объединением или союзом. Согласно законопроекту, запрещается публичное распространение (в том числе через СМИ и интернет), передача или раскрытие организациям из недружественных иностранных государств и их гражданам информации:

  • свидетельствующей о том, что российская организация или физическое лицо нарушают санкции;

  • способствующей введению санкций иностранным государством, государственным объединением, союзом или учреждением.


    Второй законопроект вводит уголовную ответственность за соответствующие нарушения. УК должен быть дополнен новой статьей 281.1 ("Содействие антироссийским санкциям"), карающей за распространение в СМИ и интернете не только "коммерческой, налоговой, банковской или иной охраняемой законом тайны или информации" о гражданах и организациях, в отношении которых были введены санкции, но и за "распространение аналогичным способом любых других сведений", если таковое "способствовало" введению санкций. Автор законопроекта предлагает наказывать за такую деятельность лишением свободы на срок от 1 года до 5 лет со штрафом в размере от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет.

    Если сбор, передача или хранение в целях передачи описанных выше сведений "для распространения" осуществлялись "лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством", наказание для такого лица предусматривает лишение свободы на срок от 3 лет до 5 лет со штрафом в размере от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. Такое же наказание предполагается назначать, если это лицо осуществляло передачу, похищение или хранение вышеописанных сведений в целях передачи непосредственно организациям или гражданам недружественных государств.

    Запрет на распространение информации и наказания за его нарушение не будут касаться лиц, которые на законном основании осуществляют "действия, направленные на снятие, смягчение санкций" или "защиту активов, организаций и физических лиц от распространения и (или) расширения санкций".


    Кроме того, Емельянов предлагает дополнить ст. 128.1 УК ("Клевета") частью, карающей за клевету в отношении организации или физического лица, против которых введены санкции, и за клевету, послужившую "одним из оснований" для принятия ограничительных мер. За такие действия предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 5 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 5 лет либо лишения свободы на срок от 1 года до 5 лет.



    В пояснительной записке к законопроекту говорится, что санкции иностранных государств в отношении российских организаций и граждан "ухудшают ситуацию в экономике и позволяют недружественным странам влиять на политику российского государства". "Оппозиционные силы за рубежом, - указывает Емельянов, - заинтересованы в продлении действия санкций и недопущении их снятия, а также максимальном пополнении санкционного списка российскими компаниями". Автор законопроекта полагает, что предложенные им меры "изменят парадигму информационного взаимодействия: бесконтрольная передача информации зарубежным контрагентам сменится на режим дозированного предоставления только необходимой и безвредной информации".

    С нашей точки зрения, предложения Емельянова, касающиеся распространения сведений, не составляющих охраняемой законом тайны или персональных данных, прямо противоречат ст. 29 Конституции РФ, гарантирующей свободу слова и массовой информации. "Режим дозированного предоставления только необходимой и безвредной информации" несовместим с правовыми стандартами, лежащими в основе демократического способа правления. Отметим также, что предложения Емельянова предусматривают возможность уголовного преследования за деяния, совершенные без преступного умысла. Не вполне ясно также, каким именно образом предполагается устанавливать факт того, что распространение или передача информации действительно поспособствовали введению санкций.


    Законопроект о поправках в УК получил отрицательный отзыв правительства и правового управления Госдумы. И правительство, и правовое управление Госдумы сочли законопроект Емельянова не соответствующим принципу правовой определенности; правовое управление также указало на то, что он противоречит обязательствам России по международным договорам в сфере прав человека. 24 октября 2019 года законопроект был возвращен Емельянову в связи с нарушением процедуры внесения. После этого другой законопроект отозвал он сам.

  • был возвращен Емельянову в связи с нарушением процедуры внесения. После этого другой законопроект отозвал он сам.