Судья Конституционного суда Гаджиев выступил с особым мнением в связи с обращением Свидетелей Иеговы

Конституционный суд РФ отклонил жалобу Свидетелей Иеговы на положения закона о противодействии экстремизму. Судья Гадис Гаджиев выступил с особым мнением.

15 сентября 2015 года стало известно, что судья Конституционного суда Гадис Гаджиев выступил с особым мнением по обращению Свидетелей Иеговы, в котором они просили проверить на соответствие требованиям Конституции РФ ряда положений закона о противодействии экстремистской деятельности.

Местная организация Свидетелей Иеговы Биробиджана обратилась в КС в связи с запретом брошюры "Добрая весть от Бога", которая была признана экстремистской Биробиджанским районным судом в сентябре 2013 года. Община смогла успешно оспорить этот запрет, но уже в октябре 2013 года брошюра была запрещена Ленинским судом города Владимира и пополнила Федеральный список экстремистских материалов. Свидетели Иеговы указали КС на то, что закон позволяет судам при рассмотрении дел о запрете религиозных материалов не привлекать к участию в деле заинтересованные религиозные организации, а также многократно рассматривать требование о признании одних и тех же материалов экстремистскими. Свидетели Иеговы обратили внимание КС и на вопросы экспертизы: в обращении говорилось, что закон позволяет судам выносить решения, "основываясь лишь на личном восприятии соответствующей литературы отдельными людьми". КС не согласился с доводами общины, указав, что "вопреки мнению заявителя признание судом того или иного информационного материала экстремистским не может основываться на субъективном восприятии", и отклонил жалобу.

Однако судья Гадис Гаджиев, с точки зрения которого жалоба была обоснована, выступил с особым мнением о необходимости реформирования закона.

Гаджиев полагает, что с целью избежать разнобоя в решениях вопрос о признании материалов экстремистскими следовало бы решать на федеральном уровне, передав его в ведение Верховного суда.

С точки зрения судьи, целесообразно было бы наряду с Федеральным списком экстремистских материалов создать "белый список" материалов, в отношении которых были отклонены иски о запрете. Это позволило бы устранить проблему вынесения взаимоисключающих решений разными судами.

Кроме того, по мнению Гаджиева, следует внутри прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов предусмотреть такие механизмы взаимодействия, которые бы исключали подачу одинаковых по существу исков разными прокурорами.