Язык вражды в Тверской области. Январь- июнь, 2005 г.

По материалам обзора, подготовленного Валентиной Шариповой.

В мониторинг были включены три ежедневные газеты ("Тверская жизнь", "Вече Твери" и "Горожанин") и шесть еженедельных ("Караван +Я", "Тверское время", "Жизнь", "Тверская газета", "Инициатива" и "Тверской собор" (выходит дважды в месяц))

Автор обзора Валентина Шарипова (Тверь, "Мемориал") отмечает, что если в 2004 году лидерами по числу ксенофобных публикаций в регионе были "Кимрская независимая газета" (г. Кимры) и еженедельник "Тверское время" , то в 2005 эти издания пока не позволили себе ничего подобного. Повлияло ли на такое положение дел в этих газетах обращение Тверского "Мемориала" по поводу ксенофобных материалов этих изданий в Администрацию Тверской области, или публикация материала на эту тему в газете "Вече Твери" - сказать трудно. Однако откровенно ксенофобных публикаций на страницах этих газет в 2005 г. не появлялось.

В 2005 году лидером по числу ксенофобных статей стала газета "Тверской Собор" .

"Тверской Собор" позиционирует себя как общественно-политическое и религиозное издание. Его малотиражность и не оперативность "искупается" ярко выраженной антидемократической направленностью. То, что газета распространяется через газетные киоски, а ее подшивка имеется в двух подразделениях (читальный зал и краеведческий отдел) Областной научной библиотеки, не позволяет относить ее к маргинальным изданиям. При этом в последнее время пропагандистское значение "Тверского Собора" в регионе возросло.

В связи с тем, что с начала года большая часть внимания тверских газетах была уделена в основном теме монетизации льгот, "Тверской Собор" стал практически единственным изданием, публикующим ксенофобные призывы, представленные в виде как статей тверских авторов, так и перепечаток из различных ксенофобных изданий.

В одном из последних выпусков 2004 года "Тверской Собор" опубликовал пространную статью бывшего редактора областной "Тверской газеты" Валерия Кириллова "Звенья одной цепи" , с подзаголовком: "От Москвы до самых до окраин начинается распродажа российских земель". В ней, в частности, говорится:

"...В период НЭПа, например, десятки тысяч десятин земли и леса в Тверской и Смоленской губерниях были скуплены еврейским капиталом. Торопецкий первой гильдии купец Шая Берков Берлин завладел 17 имениями, Бейнус Шалманов Берлин - 9 имениями и т.д. В результате земля стала утрачивать свое сельскохозяйственное назначение, стала объектом беспрерывной спекуляции, а леса стали беспощадно вырубаться.

Сегодня единоверцы берлиных, зеликсонов, хейфицев и азархов, скупивших когда-то имения русских помещиков, делают тоже самое. Они нещадно разграбляют Россию во имя своего обогащения. Они молятся на Америку, а русского человека пытаются превратить в раба..."


Отметим, что позже, в 2005 году, Кириллов опубликовал этот же материал под тем же самым заголовком в двух других изданиях ("Тверская газета" и "Пролетарская правда"), но данный отрывок в этих публикациях уже отсутствует. Тем не менее, концовка статьи осталась прежней:

"В сердце каждого честного сына Отечества должен зазвучать голос патриарха Гермогена, зовущего к отпору врагам России. Тот, кто говорит, что таких врагов у России нет, либо трус, либо лжец и предатель. Сегодня каждый должен спросить себя, а что он сделал для укрепления нашего государства, для защиты национальных интересов. Лишь все вместе мы можем сохранить Россию, отстоять ее территориальную целостность. Все вместе, если будем действовать заодно. К этому нас обязывает память о наших славных предках и долг перед нашими потомками. Неужели мы желаем, чтобы они уже с пеленок были рабами?"

Материал "О, Русь, куда несешься ты?", опубликованный в шестом номере газеты за 2005 г., посвященый рассуждениям о судьбе России, содержит в себе следующие пассажи.
"Мы...допустили приравнивание к традиционному для России Православию чуждого нам по духу иудаизма. Происходящее сегодня в нашей стране полностью подчиняется логике искусственного уживания двух идейно противоположных по отношению к человеческому естеству и Отечеству мировоззрений: образ любви, жизни ради Христа, самоотречение во имя Родины подменяется духом наживы, превосходством над гоем, избранности "малого" народа. Такое добрососедство в ущерб своему народу, или, говоря модным словом, толерантность - суть политики нынешней власти и Президента, попытка примирить добро и зло" .

В заключение автор статьи, житель г. Удомли Вячеслав Санников, представившийся как подполковник ФСБ в отставке, пишет:

"Но, на счастье православных, у нас у нас нет жизненного и духовного тупика, мы знаем, что исход этого мира предопределен. Поэтому, пока Господь не допустил отобрать у нас Родину, надо защищать ее устои. Бездействуя или, более того, двигаясь в противоположном направлении, мы поможем нашим недругам скорее расправиться с Россией, все еще удерживающей зло в этом мире. Выбор за каждым из нас, и делать его придется" .

В седьмом номере этой же газеты напечатано воззвание Тверского регионального движения "Народная монархия России" и "Тверского русского собрания" "К народам России!". Материал подготовлен Дмитрием Мамоновым. В обращении идет отсылка к тезисам перепечатанной "Тверским Собором" статьи одиннадцатого номера журнала "Русский дом" "Плоды этнотерроризма" (напомним, С.Новохатский в этой статье отмечал, что "Этнотерроризм в сегодняшнем виде делится на 4 этапа. Первый - этнотеррор более организованного национального меньшинства. Второй этап - этнотеррор нацменьшинств с вовлечением в него представителей коренных народов, отказавшихся от его культурных ценностей. Третий - этнотеррор внутри самого коренного народа, когда одна часть в активной форме навязывает другой, основной, иные духовные, культурные и экономические ценности. Этот этап сегодня в полном объёме развился на Западе. Четвёртый - самоуничтожение коренного народа либо в результате гражданской войны, либо - национального конфликта с полной победой нацменьшинства. Тенденции этого этапа уже просматриваются и у нас в виде раздробления единого русского народа и обособления титульных наций в ряде регионов. ").

В обращении, в частности, говорится:
"...Все мы несем ответственность за судьбу России и ее детей! Перед лицом политики геноцида нам дается последний шанс оказать сопротивление геноцидной власти и спасти Отечество и своих потомков! ...
Дорогие сограждане!...Поймите! К власти прорвались террористы! Бесчестные и бессовестные нелюди! Они начали с массового разврата и разрушения нравственных основ, обеспечивающих жизнеспособность народа, а теперь приступили к уничтожению самого народа!"


Кроме антисемитских статей на страницах "Тверского собора" встречается и антиамериканская пропаганда, а также высказывания, направленные на дискредитацию неправославных христиан. В частности, в первом номере 2005 г. газета опубликовала статью Дмитрия Мамонова "Россия и США - противостояние культур"
Автор видит главную причину всех российских бед в "тлетворном влиянии" американской культуры и политики:

"Нам предложено брать пример только с Америки - во всем: в системе медицинского обслуживания, в системе образования, "культуре" и, разумеется, в демократии. В результате культура у нас погибает, образование разрушается, а "демократия" выражается в ограблении народа, в росте преступности, массовой пропаганде разврата, в продажности депутатов, бездарной власти, в равнодушии государства к детям.

...Спросим с себя, что мы получили от Америки? Только ослабление России, материальное и духовное - погружение народа в бедность, в отхожую яму разврата и наркомании. Не сумев создать ничего равного достижениям Старого Света, Соединенные Шельмующие Штаты выработали колоссальную АНТИКУЛЬТУРУ и изрыгает свои помои всемирным потопом. Отравляя духовной гнилью и аморализмом народы, создавшие высочайшие духовные ценности, Ценности, до которых Америке никогда не дотянуться, поскольку она теперь гниет от собственной духовной гангрены. Даже СПИД "изобрели" американцы! И такая держава намерена править миром!"


Единственное, что может противостоять этому, по мнению автора статьи, Православная Россия, а мотивируется это следующим образом:

"Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос лично и через своих апостолов, получивших указания из Его уст, создал именно ту Церковь, которая после отпадения от нее Рима (1054 г.) именуется Православной (ортодоксальной, т.е. неменяющейся). Остальные христианские конфессии созданы не Христом и не святыми Апостолами, но грешными людьми по их ошибочным выдумкам, для приспособления к "прогрессу.

Только одной России во всей истории человечества было дано стать щитом от мирового зла"
(выделено автором статьи - В.Ш. ).

Отметим также, что в этом же номере был опубликован эмоциональный отклик редактора издания Александра Кокарева на факт осквернения вандалами часовни Серафима Саровского, пафос которого заключался не только в том, что преступники должны быть наказаны, но и в прямом призыве к осуществлению этого наказания не правоохранительными органами, а скинхедами - "патриотами России":

"Но мы-то братья-православные, как мы-то дальше собираемся жить? Ведь казалось, что факты разрушения и глумления ушли в прошлое вместе с большевицким атеистическим мракобесием. А вот, пожалуйста, довелось и нашему поколению вкусить эту горечь пепелища... Где православная молодежь? Где наши военно-спортивные и патриотические молодежные организации? Ведь ваши сверстники творят святотатство и вам значительно легче их выявить. Они живут и общаются в вашей среде. И тем же "синхэдам", склоняемым всеми СМИ, есть возможность доказать свою преданность Родине. Найдите подонков!" (Кокарев А. Нам брошен вызов - чем ответим? // Тверской Собор. 2005. № 1).

В.Шарипова отмечает, что, помимо публикаций "Тверского собора", язык вражды в 2005 г. довольно часто встречался в еженедельнике "Караван +Я". Впрочем, это - весьма пестрое издание, отмечает автор обзора. Газета может опубликовать вполне правозащитную статью, а может и явно ксенофобную.

Недоумение не могут не вызвать и отдельные статьи в других газетах региона. Так, например, освещение скандала, связанного с назначением консультантом губернатора Дмитрия Зеленина Семиона Эпштейна, который оказался гражданином Израиля. Назначение было произведено с нарушением действующего законодательства. При этом официальное заявление по этому поводу, подписанное первым заместителем прокурора Тверской области И.А. Пахомовым, "Тверская газета" почему-то опубликовала под редакционным заголовком "Интервенция Израиля" (2005, № 23).

Впрочем, за исключением "Тверского собора", отмечает В. Шарипова, ситуация с языком вражды в Тверской области пока не переходит границы некоего условного среднего уровня.

Ссылки на данную статью [1]