Лев Аннинский рассуждает о проблеме межнациональных отношений

К юбилею Льва Анненского 7 апреля 2004 г. "Российская газета" опубликовала интервью с ним "Русские плюс-минус: Как строить межнациональные отношения в России". В нем юбиляр рассуждает о богатстве многонациональной культуры России (и бывшего Советского Союза), пытается осмыслить проблему глобализации и противостоящего ей роста националистических отношений и т.д.

В частности же, затрагивается и проблема освещения межэтнических отношений в литературе и прессе.

"Корр.: - Лев Александрович, в традиционной подборке новостей одной из московских газет заметка начинается словами "трое таджиков изнасиловали русскую девушку". Какое-то время назад, не такое уж далекое, такое просто не могло быть напечатано. Характеристика преступников и негодяев не начиналась с упоминания национальности. И наверное дело было не в том, что это время было советским.

Л.А. - Конечно. Для интеллигента XIX века, например, невозможно было назвать еврея евреем, поскольку можно было обидеть человека: откуда ты знаешь, как он отреагирует. У Бердяева в "Самопознании" описано, как он это внушил своей матери. Мать долго ломала голову над тем, как называть университетских друзей сына, и называла израэлитами. Это все, конечно, может показаться анекдотом, но вековая щепетильность культурного человека в таких вопросах чего-то стоит. Ощущение, что человека нельзя трогать за это "место", - оно характерное. Человек ведь не волен в своей национальности. Он волен в своем поведении. Если оно преступно, он должен нести за это ответственность. Но он же не выбирал родителей.

Корр. - И как же быть с крайней нещепетильностью?

Л.А. - Я думаю, писать в газетах и говорить нужно обо всем, в том числе и о национальных вопросах - все дело в интонации. Поиск интонации в разговоре на эту тему - Рубикон, который либо переходит, либо не переходит пишущий. Я помню, с каким невероятным трепетом я касался этих проблем, когда они были полузакрытыми. У меня было внутреннее право говорить, что я думаю, только о двух национальностях - русских и евреях, потому что я отпрыск тех и этих, и тем и этим я могу сказать: я сам такой. Но о грузинах, поляках, англичанах я уже не могу сказать ничего, не взвесив тысячу раз. Чтобы не обидеть.



Показательно, что одновременно вопросом дня газеты, заданным деятелям культуры и искусства, был вопрос "Есть ли расизм в России". Среди опрошенных были историк Рой Медведев, художник Борис Бланк, режиссер Валентин Гнеушев и др. Почти все они согласились с тем, что расизм в России есть. Но только сценарист Виктор Мережко среди причин, порождающих расизм назвал то, что "...Выходцы с Кавказа ведут себя в России сродни хозяевам..."

Ссылки на данную статью [2]