Юрий Богомолов и Александр Архангельский о националистической риторике российских политиков

3 ноября "Известия" опубликовали статью Юрия Богомолова "Ксенофобия, как и было сказано", написанную под впечатлением полемики Бориса Федорова и Сергея Иваненко в программе "К барьеру" (НТВ, 16 октября) по поводу поправок к закону о гражданстве, принятых Государственной Думой.

Юрий Богомолов отмечает новые тенденции в риторике российских политиков, особенно проявляющейся в предвыборный период. В попытках привлечь на свою сторону "электорат" политики все чаще обращаются к теме "хозяина на русской земле": "Глеб Павловский и Борис Федоров не скажут, что это, блин, жидовье все заграбастало, все заполонило, а на телевидении от них спасу нет. В большом бизнесе - тоже. Они говорят: русские должны, наконец, осознать себя русскими. Они должны почувствовать себя хозяевами в своей стране. Национальное самосознание русского человека требует национально-государственной оправы".

Однако, по мнению Ю.Богомолова, подобная позиция неотделима от реанимации советской имперской идеи, которую необходимо подпитывать. "Потому в последнее время поиски общенациональной идеи сменились поисками общенационального врага", в частности, в виде "нерусских" (евреев, "янки", "чеченов" и т.п.). Причем, подобные настроения, как отмечает автор перестают быть уделом маргинальных националистических течений: "Ксенофобия теперь достояние не только улицы. Она мало-помалу овладевает умами просвещенной публики, которая нынче ею не прочь щегольнуть на светских мероприятиях при стечении народа и под телекамеры", как, например Борис Федоров, который собирается формировать русскую нацию "по степени укоренения инородца в русской культуре. И пояснил: русский тот, кто любит Достоевского".

К сожалению, мы не располагаем текстом высказываний Бориса Федорова в передаче "К барьеру!" и не беремся сами эти высказывания оценивать. В частности, ориентация на культурную идентичность вовсе не обязательно означает ксенофобию.

Однако можно согласиться с опасениями Юрия Богомолова хотя бы потому, что позиция кандидата в Государственную Думу спровоцировала как минимум одну крайне, на наш взгляд, националистическую публикацию (М.Смурова. В стране глухих) в которой автор полностью солидаризуется с Б.Федоровым.

Подобное изменение риторики отмечает и Александр Архангельский (А ну-ка отними // Известия. 4 ноября). Так же, как и Ю.Богомолов, он связывает это с попытками реанимации имперской идеологии. Однако, в отличие от него, считает, что националистическая риторика - не общеполитическая тенденция, а составляющая идеологии "силового" спектра современной российской политики. "Силовики", идущие сегодня во власть, по мнению А.Архангельского, в поисках новой государственной идеологии пытаются формировать ее по принципу "от противного" тому, что прослеживается в современном российском быте, например, в рекламе: "Реклама унижает национальное достоинство русского потребителя. Немцу в России мнут бока, пачкают ботинки и проч., только пиво хорошее наливают. Русскому в России напоминают: обрати внимание, сделано не здесь, сделано с умом, настоящее немецкое качество, шведский выбор, французский вкус. Даже слова им наши не нравятся: "страхование" от слова "страх", в отличите от "insurance"... Именно это, по мнению А.Архангельского и создает почву для национализма: "Обидно. Очень обидно. Нужно поправить. Выслать кого-нибудь на "Марс". Сникерснуть по-черному. А может, и по черным. Которые распелись тут. "Я шоколадный заяц, / Я ласковый мерзавец". Вот-вот. И мы о том же".

Ссылки на данную статью [5]