Новости по теме

"Идеологический консерватизм" в России

1 марта 2006 г. на сайте Агентства политических новостей появилась статья Виталия Аверьянова "Консерватизм в одной отдельно взятой стране", которая дополняет и развивает положения, высказанные в аналитическом докладе Михаила Ремизова "Консерватизм сегодня".

"Путин, подобно Сталину в 20-е годы... дал возможность вызреть в послеельцинской России идеологическому консерватизму, — идеологии России-материка со своими небесными корнями и со своей исторической традицией", - пишет автор. Собственно, "России собственно некуда больше эволюционировать как только к вменяемому идеологическому консерватизму".

Первая часть статьи представляет собой замечания к работе М. Ремизова, вторая - детальный анализ (с отсылками к авторитетам) границ консерватизма, определению понятия "идеологический консерватизм" и критике понятий "либеральный консерватизм" и "консервативный либерализм".

В связи со значительным объемом статьи мы вынуждены ограничиться цитированием отдельных положений и основных выводов.

Идеологический (иначе динамический) консерватизм, пишет автор, "представляет собой не пассивный модус охранительного начала, а начало само-исправления и само-выправления, "правого движения" в человеке. Рыба, будучи тяжелее воды, тем не менее, устраивается так, что может свободно господствовать над водной стихией. Динамический консерватизм в отличие от своего левого, консервативно-либерального, и правого, консервативно-революционного, антиподобий выявляет архетип сложноорганизованной живой силы, источник ее локомоции (термин из биологии, блестяще иллюстрирующий консервативно-динамическую идею). Он преодолевает законы энтропии, превозмогает исторические тяготения, опровергает линейные схемы истории".

В то же время "консервативно-революционные" и "либерально-консервативные" доктрины не вписываются в будущую платформу верной себе, динамично стабильной России. "Консервативный либерализм представляет собой не что иное, как "стагнацию коллапса", которую мы пережили в России на рубеже столетий".

"В отношении актуальных задач политического строительства динамический консерватизм содержит в себе программу реновации государственной машины, ее ремонта. ... Это реновация государства, а не имитация его былых, пройденных состояний. Нужно "на ходу" заменить проржавевшие винтики государственной машины, а не сломать и разобрать ее до нуля, что предлагают революционеры всех мастей, в том числе консервативные".

Резкой критике подвергает В. Аверьянов "либеральных консерваторов". Например, такой: "Маммона либерализма и Господь Священной Традиции — это ревнивые боги, они не потерпят конкурентов. Между тем, призвание либерального консерватора как раз в том, чтобы разговаривать со всеми на их языке — с консерваторами как консерватор, с либералами как либерал. Либерал-консерватор при этом рискует "заиграть" собственную душу".

"Консервативная ... революция в современных условиях может легко обернуться "оранжевой", поскольку она воспроизводит все те же "протестантские", "милленаристские", "харизматические" архетипы".

Автор делает вывод: "Нужно озаботиться не тем, чтобы вводить в России законы и порядки по лекалам других цивилизаций, а тем, чтобы выстроить свой материковый мир, избирательно и изобретательно опираясь на ближних и дальних партнеров и вводя разумные и обоснованные карантины против болезней нашего века". В общем, "настало время построить в отдельно взятой России — не социализм, не коммунизм, не рыночный капитализм — а консерватизм".