Новости по теме

Путь русского консерватизма - между Сциллой тупикового традиционализма и Харибдой разлагающего постмодернизма

21 июня 2005 г. сайт Агентства политических новостей опубликовал материал Сергея Пантелеева, посвященный современному состоянию русского консерватизма, - статью "На консервативном рынке идей".

Политический консерватизм в России никогда не пользовался особой любовью широких масс, поскольку он выступал "охранителем не только идеи монархии, но и попутно всех пороков, присущих государственно-бюрократической системе русского самодержавия", а видные представители русской консервативной мысли "оставались диссидентами-одиночками". Сегодня положение страны чрезвычайно напоминает ситуацию столетней давности ("Новые революционеры вновь усиленно раскачивают лодку "стабильности""), а "с консерватизмом в России все так же плохо".

Сегодня в стране не существует ни одной серьезной политической силы, играющей на поле консерватизма (несерьезные силы - православно-патриотические и русские националистические круги - при таких попытках потерпели крах "из-за того, что не учитывали факта разорванности русской традиции, отбрасывали как исключительно негативный семидесятилетний советский опыт").

Попытки соединения русского консерватизма с советским опытом предпринимала КПРФ в "идеологии государственного патриотизма". Но "вместо преодоления красного опыта лидеры КПРФ предлагали его консервацию". Задача "преодоления" большевистской революции посредством консервативной реакции была поставлена еще в 1920-х годах евразийцами, напоминает автор. В наши дни ее попытался было решить А. Дугин, но "дугинская мысль пролетает над тупиками старого евразийства, растворяя Православие в исламе, живую традицию в интеллектуальных поисках "сакрального". Консервативные тенденции нашли свое отражение в проекте "Родины". "Но если коммунисты, пусть и не вполне последовательно, двигались от левизны к консерватизму, - пишет С. Пантелеев, - то "Родина" проделала обратный путь — от консерватизма к левизне. Точнее, консервативный потенциал этого политического проекта был элементарно принесен в жертву политической конъюнктуре". Упоминает автор и "новый консерватизм" - "чуждая идеология, не имеющая никакого отношения к русской национальной традиции", и "младоконсерваторов", понимая под ними писавших в газету "Консерватор" Д. Ольшанского и его товарищей.

Все описанное - "тупики, стоящие на пути современного русского консерватизма", а следует найти верную дорогу. А верная дорога лежит "между Сциллой тупикового традиционализма и Харибдой разлагающего постмодернизма". Недопустимо отвергать советское наследие и абсолютизировать дореволюционный опыт. Следует пересмотреть наследие советского времени, вычленить из него русские национальные начала, естественным образом связанные с дореволюционным периодом. Необходимо "восстановление интеллектуальной традиции русского консерватизма", к которой принадлежат не только дореволюционные мыслители и философы-эмигранты, но и Вадим Кожинов, и Александр Солженицын, и писатели-деревенщики.

"Именно на этой основе может возникнуть современный русский политический консерватизм, способный выдвинуть соответствующую современному мироустройству русскую национальную стратегию... Это должна быть стратегия успеха, стратегия русского прорыва. Это и будет тот политический консерватизм, который застрахует Россию от бездумного прожектерства, национального предательства и новой революционной смуты", - подводит итог С. Пантелеев.

Ссылки на данную статью [1]