Не смотря на то, что судебная власть формально независима, на деле зависимость существует. Она проявляется в разных областях жизни. Примеров такой зависимости много, Тамара Морщакова,советник Конституционного Суда, отмечает только некоторые из них, в статье, написанной специально для "Газета.Ru", она анализирует механизмы зависимости российских судей.
Судья зависит от местной власти. Если он противостоит местной власти, то возможна ситуация, когда вовремя ничего в суде не отремонтируют, или придется ждать предоставления квартиры, которую он получает по решению местных властей больше установленных законом шести месяцев, или, напротив, судье могут пообещать ускорить процесс получения положенной квартиры.
Кроме того, существует и карьерная зависимость, так как присвоение звания и квалификационных классов судье зависит от председателей вышестоящих судов. Продвижение судьи по карьерной лестнице внутри судебной системы тоже зависит от судейских начальников. Все карьерные решения принимаются по представлению председателя вышестоящего суда. Этот же председатель обладает полномочиями по возбуждению дисциплинарного производства в отношении судьи.
Председателей судов назначают на шесть лет с возможностью повторного продления полномочий еще на шесть лет. Через каждые шесть лет председатель проходит процедуру нового назначения. Ясно, в какой зависимости он оказывается от тех, кто представляет его на должность и может назначить его или не назначить второй раз. Назначает судей федеральная власть. В этом случае судья постоянно ориентируется на требования этой власти.
Общее число судей будет расти. В судах сейчас 30% не укомплектованных должностей судей, поэтому число впервые назначенных судей должно увеличиваться. И все эти судьи будут назначены на три года. По сложившейся практике через три года судье никто не предъявляет доказательств его профессиональной непригодности. Его могут просто не представить к последующему назначению. Это серьезное отступление от положений Конституции о несменяемости судей. Конституционный суд уже высказался по этому поводу, указав, что такая практика допустима, только если первые три года деятельности судьи рассматриваются как испытательный срок с предъявлением обоснованных претензий к судье по итогам этого срока.