Вышел сборник "Пределы светскости"

Центр "СОВА" выпустил сборник "Пределы светскости. Общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести".

Большая часть статей сборника уже опубликована на нашем сайте.
Здесь мы публикуем введение составителя А.Верховского (с небольшими изменениями), содержание книги и список откликов.

От составителя
Этот сборник является очередным этапом проекта "Религия в светском обществе", реализуемого Информационно-аналитическим центром "СОВА" с начала 2003 г.

В 2004 г. при поддержке Фонда "Общественный вердикт" акцент в проекте был сделан на публичной дискуссии, ориентированной в первую очередь на правозащитное сообщество. В частности, для правозащитников в сентябре был проведен просветительский семинар "Актуальные проблемы религиозно-общественных отношений и реализации свободы совести".

Самым интересным событием проекта стала конференция "Свобода совести и светскость государства: проблемы и решения" 1-2 ноября 2004 г.

Конференция проводилась не в обычном формате научной или общественной конференции; она была построена как публичные дебаты сторонников противоположных взглядов на основные проблемы, существующие в сфере религиозно-общественных отношений в России. На конференцию были вынесены пять тематических блоков, в каждом из которых были представлены "жесткая" (более этатистская, более консервативная, часто церковная) и "либеральная" (секулярная) позиции.

Многие присутствующие задавались вопросом, насколько оказался продуктивен диалог столь разных участников конференции, и насколько вообще он может быть продуктивен. (Описание конференции, репортажи и обзор откликов представлены на нашем сайте.) Мы не сомневаемся, что такого рода диалог возможен, и это было видно уже по тому, что участники конференции не ограничивались декларациями своих позиций, но действительно вступали в диалог друг с другом. Столь же очевидно, что диалог такого рода не может быть одноразовым событием: не только из-за многочисленных разногласий и взаимонепониманий, но и из-за многообразия тематики.


Как продолжение диалога мы рассматриваем и данный сборник.

Это не публикация докладов конференции, а сборник статей, представленных как докладчиками, так и иными участниками конференции или просто нашими коллегами. При этом мы просили авторов учитывать ту дискуссию, которая имела место на конференции. Статей нам было предложено немало, так что не оказалось возможности опубликовать все, заслуживающие внимания: из-за ограничений не только объема, но и тематики сборника.

В сборнике в качестве основной альтернативы либеральной позиции (впрочем, по статьям сборника легко видеть, что эта позиция отнюдь не едина) представлена позиция консервативно настроенной православной общественности, но не позиция иных мировоззренческих групп в тех или иных конфессиях. В условиях ограниченного объема книги (а до этого - времени на конференции) мы предпочли обратиться к наиболее заметному сейчас религиозно окрашенному идеологическому течению - к православному консерватизму (существующие внутри него разногласия остались за рамками сборника). И мы понимаем, что такой выбор оправдан только на первых этапах.

Важно подчеркнуть, что общественный диалог не предполагает предварительного разделения на две противоборствующие стороны: по любым обсуждаемым вопросам находятся не две позиции, а больше. Таким образом, речь должна идти не только о диалоге в формате, например "православные - правозащитники", хотя и такой диалог сам по себе очень интересен. Нельзя забывать, что и православные, и правозащитники не имеют, да и не должны иметь единых позиций по большинству обсуждаемых вопросов. Не следует также сводить понимание диалога к официальному "межконфессиональному диалогу", привычному и принципиально ограниченному, поскольку его стороны представляют, как правило, позиции руководства соответствующих религиозных организаций, а не всего многообразия позиций групп верующих. Настоящий общественный диалог - это широкая общественная дискуссия, в которую вовлечены все общественные группы (да и просто отдельные люди), заинтересованные в такой дискуссии и готовые к общению друг с другом.

Соответственно, статьи сгруппированы по тематике, и по этим темам представлены довольно разные точки зрения, различающиеся не только позицией, но и методологическим подходом, основательностью суждений и т.д.: есть статьи более фактологические, сугубо теоретические и иные.


Первый блок статей относится к самой общей и чаще всего обсуждаемой теме - к общим принципам взаимоотношений государства и религии, как они сложились в сегодняшней России. С достаточно критических позиций об этом высказываются религиовед Абдул Нуруллаев и журналист Ольга Квирквелия. Более позитивный и одновременно более концептуальный взгляд представляет социолог Сергей Лебедев, рассматривающий тему религиозного возрождения в светском обществе. Переходом к следующему блоку можно считать обзор основных законодательных тем в государственно-религиозных отношениях, представленный одним из ведущих сотрудников "профильного" Комитета Государственной Думы религиоведом Степаном Медведко.

Второй блок посвящен принципиальным правовым рамкам, в которых реализуется свобода совести. Американский религиовед Элизабет Сьюэлл представляет сравнительный анализ конституционных положений различных западных стран, отталкиваясь от положений о свободе совести в российской Конституции. Правозащитник Лев Левинсон представляет анализ практики Верховного суда США и Европейского суда по правам человека и фактически продолжает анализ Э. Сьюэлл на основе советского и российского законодательства.

Третий блок сборника совмещает два дискуссионных блока конференции, посвященных одному из существеннейших параметров светскости государства - определению пределов вмешательства государства в деятельность религиозных объединений, подозреваемых в общественно неприемлемой деятельности. Если в 90-е гг. эта тема обсуждалась в первую очередь применительно к понятию "тоталитарные секты", то в нашем десятилетии чаще говорят о "религиозном экстремизме", в первую очередь связываемом с радикальным исламом. В нашем сборнике не представлены статьи, представляющие этатистскую позицию, так что этот наш подход может показаться односторонним. Впрочем, обсуждаемые в данном блоке проблемы сейчас широко представлены в общественной дискуссии, причем преимущественно - именно с жестких, этатистских позиций, так что они лучше известны читателю.

Открывают блок статьи исламоведа Леонида Сюкияйнена о возможных стратегиях общества по отношению к радикальному исламу и правозащитника Виталия Пономарева об издержках "борьбы с терроризмом" в том виде, в котором она ведется сейчас в России. В более широком контексте рассуждает о понятии "религиозный экстремизм" Борис Колымагин. Юрий Табак представляет непростые взаимоотношения религиозности, толерантности и законодательства в этих деликатных сферах, а Лев Левинсон высказывается на ту же тему еще более радикально.

Наиболее, возможно, обсуждаемая тема в религиозно-общественных отношениях - это вопрос преподавания религии (в тех или иных формах) в государственной системе образования, сводимый, как правило, к обсуждению предмета "Основы православной культуры" (ОПК). Посвященный образовательной теме четвертый блок открывается сокращенной версией доклада религиоведа Николая Митрохина, не только о процессе внедрения ОПК, но и - шире - об общественной дискуссии вокруг него и о некоторых иных вариантах присутствия религии в школе (см. также полную версию этого доклада и комментарии А. Верховского). Дискуссия представлена также позициями педагога и правозащитника Всеволода Луховицкого и священника Владимира Вигилянского.

Наиболее неожиданный, наверное, для большинства читателей тематический блок посвящен дискуссии о православном и либеральном подходе к понятию прав человека. До последнего времени взаимоотношения православной общественности и правозащитников традиционно были достаточно односторонними: правозащитники критиковали те или иные инициативы Церкви или православной общественности, критикуемые ограничивались оборонительной полемикой (политические инвективы в адрес оппонента следует считать лишь разновидностью таковой). Тем самым, дискуссия велась, по существу, "на одной стороне поля". Так до сих пор и представляет себе ситуацию подавляющее большинство даже заинтересованных граждан.

На самом деле сама по себе тема, или хотя бы фразеология, прав человека все чаще встречалась в последние годы в текстах православно-консервативных авторов. И вот, 1 июля 2004 г. общество "Радонеж" организовало круглый стол "Свобода и достоинство личности: православный и либеральный взгляды" (см. подробнее здесь). Взгляды эти были представлены на достаточно высоком уровне: одним из основных докладчиков выступил заместитель председателя ОВЦС прот. Всеволод Чаплин, выступила также председатель Комиссии по правам человека при Президенте РФ Элла Памфилова. Но интересен круглый стол 1 июля не полемикой, а именно концептуальными выступлениями церковных участников. Вместе с посвященным той же теме интервью председателя ОВЦС митр. Кирилла эти выступления (см. специальный выпуск газеты "Радонеж") и стали стимулом к продолжению полемики - как на нашей конференции, так и в этом сборнике.

Мы договорились с прот. Всеволодом Чаплиным о републикации двух его программных в этом отношении текстов: немного расширенной для нашего сборника версии статьи "Православие и общественный идеал сегодня", публиковавшейся ранее в разных версиях в интернете и в малодоступных журналах, и текста сокращенного нами вышеупомянутого выступления на круглом столе 1 июля. Со стороны правозащитного сообщества выступает со своей статьей Александр Даниэль. Блок включает также размышления активиста Союза православных граждан Ильи Агафонова о взаимоотношениях православного и правозащитного секторов общественности. И наконец, мы сочли необходимым опубликовать здесь же предоставленный нам директором центра и музея им. А. Сахарова Юрием Самодуровым текст его выступления в суде, поскольку этот текст четко отражает именно правовую позицию многих правозащитников в той сложной коллизии, которая возникла в связи с выставкой "Осторожно, религия!" (полную подборку новостей и все оценки можно увидеть на нашем сайте).

Заключительный блок составляют отобранные нами статьи о взаимоотношениях отдельных конфессий или групп конфессий с государством и обществом. Статья известного религиоведа Сергея Иваненко посвящена протестантам, журналиста Анны Викторовой - Федерации еврейских общин России, журналиста Михаила Тульского - некоторым аспектам взаимоотношений мусульманских религиозных организаций с властями, религиоведов Михаила Жеребятьева и Всеволода Феррони - новым религиозным движениям (НРД).

В качестве приложения мы публикуем доработанную для нас статью одного из ведущих украинских религиоведов Виктора Еленского. Публикация этой интереснейшей работы - отнюдь не только следствие сегодняшнего повышенного внимания к Украине (хотя и это немаловажно), но в первую очередь - следствие нашего стремления не забывать о более широком контексте обсуждаемых в сборнике проблем.


Мы не предписывали авторам, что писать, и никак их не цензурировали, то есть все более или менее содержательные исправления вносились только с санкции авторов.

В результате нет, наверное, ни одной статьи, в которой составитель не нашел бы, с чем не согласиться, причем это относится к авторам любой ориентации. Нет смысла это каждый раз оговаривать. Данный сборник - не научная, а общественная полемика, поэтому понятийный аппарат авторов часто не вполне прояснен и не соотнесен друг с другом. Мы не считали правильным его оспаривать, хотя такое желание часто вызывали и примордиалистские представления об этничности, и смешение понятий "нация" и "этническая общность", и полная неопределенность с понятиями "(анти)клерикальный" и "клерикализация", и необоснованные публицистические обобщения, касающиеся российской истории. В некоторых случаях хотелось прокомментировать чрезмерно, на наш взгляд, алармистские формулировки, преувеличивающие то или иной "засилье" - "либеральное" или "клерикальное". Но, начав комментировать, трудно остановиться - пришлось бы писать развернутое заключение к сборнику, но в данном случае мы считаем необходимым остаться в роли составителя.

Мы понимаем, что темы и конференции, и сборника отнюдь не охватывают всей тематики в сфере религиозно-общественных отношений. Например, совершенно не затронута сложнейшая тема взаимоотношений религиозных и культурных организаций, приобретшая дополнительную актуальность в свете последних изменений в порядке передачи зданий религиозным организациям. Тем более мы не можем претендовать на полноту охвата и равноценную представленность различных подходов к отобранным темам. Все многообразие подходов ко всем актуальным темам не вместилось бы в одну книгу. Но мы надеемся, что этот сборник станет полезным материалом для дальнейшего развития диалога.


Содержание
Государство и принцип равенства религиозных объединений
Абдул Нуруллаев. Равенство религиозных объединений перед законом как условие общегражданского согласия
Степан Медведко. Религиозная ситуация и законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в России
Сергей Лебедев. Парадоксы духовного и культурного и проблема религиозного возрождения Ольга Квирквелия. Об очевидных вещах

Место религии в обществе: сравнительный правовой анализ
Элизабет Сьюэлл. Сравнительная характеристика светских государств и равенство религиозных организаций
Лев Левинсон. Первейшая из свобод

Понятие "религиозного экстремизма" и государственный контроль
Леонид Сюкияйнен. О правовых средствах борьбы с исламским экстремизмом и основных направлениях государственной политики в отношении ислама
Виталий Пономарев. Борьба с радикальным исламом в России: сила или право?
Борис Колымагин. О некоторых критериях экстремизма
Юрий Табак. О философичности российского законодательства и неразберихе в умах
Лев Левинсон. "Мы безумны Христа ради"

Религия в светской школе
Николай Митрохин. Клерикализация образования и реакция современного российского общества
Владимир Вигилянский. "Основы православной культуры" как оздоровление нации
Всеволод Луховицкий. Религиозное образование в светской школе

Православие и либерализм: концептуальные споры и реальные взаимоотношения
Протоиерей Всеволод Чаплин Православие и общественный идеал сегодня
Протоиерей Всеволод Чаплин. Православный взгляд на права человека
Александр Даниэль. Еще раз о либеральных ценностях и их интерпретациях
Илья Агафонов. "Правозащитник" не значит "враг Церкви": О возможности и целях "православно-правозащитного диалога"
Юрий Самодуров. Заявление в Таганском суде 3 ноября 2004 г. по уголовному делу N4616

Конфессии в современной России: частные случаи
Сергей Иваненко. Протестанты в современной России: проблемы типологии, определения их численности и обретения авторитетными протестантскими объединениями статуса социального партнера государственных институтов
Анна Викторова. Время подводить итоги
Михаил Тульский. Взаимоотношения мусульманских организаций России с федеральными и региональными властями
Михаил Жеребятьев, Всеволод Феррони. Феномен новых религиозных движений

Приложение. В контексте глобализации
Виктор Еленский. Глобализация, воображаемые сообщества и Православие


Отклики
После пресс-конференции 17 марта:
- РЕПОРТАЖ: Где граница? Информационно-аналитический центр "Сова" представил книгу "Пределы светскости" // Портал-Кредо.ру. 2005. 18 марта.

- В Москве прошла презентация сборника "Пределы светскости", выпущенного центром "Сова" // Религия и СМИ. 2005. 18 марта. (Со ссылкой на "Благовест-инфо")

- С.Солодовник. Хватит бодаться! // Ежедневный журнал. 2005. 18 марта.

- Религиозный ренессанс в светском государстве // Маркетинг и консалтинг. 2005. 18 марта.

- Презентация книги "Пределы светскости. Общественная дискуссия о принципе светскости государства и о путях реализации свободы совести" // Сцилла. 2005. 17 марта.