Книга А. Верховского "Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг."

Аннотация
Центр "СОВА" выпустил новую книгу Александра Верховского. Она стала результатом почти трехлетней работы, в которой приняли активное участие сотрудники Центра Галина Кожевникова и Ольга Сибирева.

Текст книги будет со временем доступен на нашем сайте, пока же предлагаем краткую авторскую аннотацию, содержание книги и линки на первые отклики.

Интересующимся самой книгой рекомендуем писать в наш Центр, но вынуждены сразу оговориться, что тираж не столь велик - 500 экз.

Название книги "Политическое православие: русские православные националисты и фундаменталисты, 1995-2001 гг." - нуждается в комментариях.

Русские православные националисты - это множество организаций, групп и изданий, объединенных тем, что они не только увязывают свой русский национализм со своим православием, но и ставят (хотя бы на уровне деклараций) православную идентичность выше национальной. Это движение, видимо, можно рассматривать и как политическое, и как религиозное. Границы рассматриваемого спектра групп - от радикальных борцов с ИНН и кодами до круга Сретенского монастыря; центральный же "массив" ассоциируется с Союзом православных граждан.

Весьма дискуссионным является вопрос, насколько к этому движению применимо понятие "фундаментализм". Или должны использоваться какие-то другие понятия? Эти вопросы достаточно подробно разбираются в заключительных главах книги. И говоря коротко, вывод такой: большую часть этого движения можно счесть или фундаменталистской или достаточно близкой к фундаментализму.

Но основная часть объема трехсотстраничной книги - сравнительный анализ взглядов православных националистов по всему кругу проблем, которые вызывают в их среде активные дискуссии. То, что в их кругу общепринято, лишь упоминается, но не обсуждается детально. Все-таки книга - научная, а не полемическая.

Следует подчеркнуть, что анализ проведен именно в указанных хронологических рамках. Книга готовилась довольно долго - около трех лет, и в какой-то момент было решено установить верхнюю планку - конец 2001 года (11 сентября и "поворот Путина на Запад" - важная веха для православных националистов). Нижняя планка - осень 1995 года: избирательные кампании 1995-1996 гг., кончина митрополита Иоанна, вдохновителя и признанного лидера всего движения.

В сравнении вырисовывается определенная идеология, повторим - и политическая, и религиозная. Ее-то и можно назвать "политическим православием". При этом, конечно, нельзя забывать о внутренних различиях. И особенно - о соотношении этой идеологии с официальными позициями Московской Патриархии, менее разработанными и политизированными (пока?), чем у православных националистов. Соответственно, в книге каждая глава сравнительного анализа начинается именно с краткой характеристики позиции Патриархии.

Некоторое представление об идеологии православных националистов можно получить, прочтя главу, резюмирующую сравнительный анализ. Эта глава и опубликована с незначительными изменениями на портале "Религия и СМИ".


Автор выражает благодарность Фонду Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, благодаря финансовой поддержке которого была написана и опубликована эта книга.


Содержание книги
Введение
I. Основные объединения и их краткая история
1. Организации и издания
2. Политическая история

II. Сравнительный анализ идеологии
1. Место России в мире
2. Антизападничество
3. Отношение к исламу
4. Антисемитизм и всемирный заговор
5. Апокалиптические ожидания
6. Радикальный православный антиглобализм (штрих-коды, ИНН и т.д.)
7. Место Церкви в обществе
8. Монархизм и демократия
9. Экономические воззрения
10. Границы России
11. Взаимосвязь этнической и религиозной идентичности
12. Свобода совести и отношение к :сектам;
13. Понятие прав человека
14. Отношение к насилию
15. Отношение к Ельцину и Путину
16. Отношение к КПРФ
17. Рецепты для региональных войн: Чечня, Балканы, Израиль
18. Наиболее обсуждаемые вероисповедания - католицизм и неоязычество
19. Восприятие экуменизма и :церковных либералов;
20. Отношение к церковному руководству РПЦ и к РПЦЗ
21. Проблемы календаря и языка богослужения
22. Канонизационные инициативы

III. Общая характеристика
1. Резюме сравнительного анализа
2. Попытки определения
3. Русский православный фундаментализм

Заключение. Перспективы православного национализма и фундаментализма

Избранная литература

Указатели
Указатель организаций
Указатель изданий
Указатель имен


Первые отклики
Репортаж агентства "Благовест-Инфо" с презентации книги 18 ноября можно прочесть, например, на сайте Newsru.com.

Другой репортаж, довольно-таки критичный по отношению к автору, опубликован на Портале Credo.

Очень подробный анализ книги опубликован на "Русской линии". Помятуя, что текст исходит из среды Союза православных граждан, его можно даже счесть благожелательным.

В целом положительный, но не лишенный критики отзыв Александра Морозова см. на портале "Религия и СМИ". Морозов считает, что автор неправомерно сблизил респектабельных православных националистов, как тот же Союз православных граждан, и радикалов, как газета "Русь Православная".

На Портале-Кредо.Ру опубликовал свою рецензию и Борис Колымагин, который напротив, полагает, что автор слишком узко применяет термин "фундаментализм", отказываясь, в частности, прилагать его к кругу Сретенского монастыря.

"Неприкосновенный запас" N32 опубликовал наряду со статьей А. Верховского, суммирующей некоторые положения книги, рецензию Романа Лункина - см. в середине страницы рецензий. Рецензия, к сожалению, приписывает Верховскому целый ряд положений, которых он не выдвигал - либо неверных фактически, либо данных как мнение других исследователей.

Автор рецензии в "НГ-Религиях" Анна Сенина достаточно высоко оценивает книгу, особенно отмечая "четкость понятийного аппарата" ("Теперь если с автором будут дискутировать о "правильности" применения того или иного понятия, то ни у кого не возникнет вопроса, как именно автор его понимает, кого из персонажей книги он считает фундаменталистом, а кого нет"). По ее мнению, это "внимание к терминам" компенсирует недостаток, связанный с тем, что "структура книги не очень удобна".

Резко критические замечания о книге содержатся в заявлении пресс-службы Союза Православных Граждан (основной текст заявления посвящен, вообще-то, публикации справки Владимира Прибыловского об этой организации на "Портале-Credo.ru"). В СПГ считают, что "Александр Верховский написал целую книгу о "политическом православии", в которой попытался связать любое, даже умеренное православное общественное движение с экстремизмом и "фундаментализмом" для того, чтобы затруднить его нормальную политическую деятельность. Верховский дописался до того, что расписал хитрую и коварную стратегию православных политиков, которые внешне дистанцируясь от политического экстремизма, втайне сохраняют свое фундаменталистское нутро, чтобы, воспользовавшись возможностями публичной политики, в момент "икс" раскрыть свое экстремистски-фундаменталистское лицо. Этакий "масонский заговор" наоборот. Мышление, по крайней мере, точно такое же".

Очередная рецензия опубликована 3 марта в "Русском журнале". Ее автор, М. Завалов, достаточно подробно и взвешенно излагает содержание книги, лишь в нескольких случаях высказывая свои критические замечания. Он отмечает, что А. Верховский "осторожен с обобщениями и начинает с конкретного, с описания феномена, откладывая концептуальное строительство на потом, на заключительную треть книги". Но при этом, по мнению М. Завалова, "не хватает широты, не хватает контекста: в исторической части - предыстории, хотя бы конца XIX и всего XX века; в мировоззренческой части - фона, без которого образ расплывчат и лишен масштаба" (хотя, добавляет он, автор не забывает про позицию Московской Патриархии).

Аналитическую часть книги М. Завалов считает "самой спорной и самой уязвимой". В частности, его не вполне устраивает термин "русский православный фундаментализм": "...остается неясным, насколько этот термин (придуманный для описания феноменов внутри американского протестантизма ХХ столетия) адекватен у нас. Начать с того, что фундаментализм "возникает как мобилизация против происходящего в процессе модернизации разрушения традиционных социальных структур", а у нас в 80-90-е годы прошлого века разрушать было, если говорить о религиозной жизни, практически нечего. Так что этот ответ тянет за собой ряд новых вопросов".

Сделанные в конце книги А. Верховским прогнозы М. Завалов называет "осторожными и сбивчивыми". В заключение он замечает с некоторым сожалением, что по прочтении книги "не соединяется собранный ценный материал в единый "гештальт". Однако тут же оговаривается, что и сам автор на это "не претендует".