Анна Викторова. Время подводить итоги

Руководство Федерации еврейских общин России (ФЕОР) провозгласило прошедший 25-26 октября в Московском еврейском общинном центре III съезд ФЕОР "съездом подведения итогов".

Внешне все действительно обстоит отлично - в состав ФЕОР входит 178 общин в 170 российских городах; на территории Российской Федерации действуют 35 синагог; 36 раввинов работают в 33 городах; действуют 4 высших религиозных учебных заведения, а также система дополнительного образования для детей и курсы переподготовки учителей воскресных школ; отремонтировано и построено 11 крупных общинных центров; запланировано строительство еврейских общинных центров еще в 30 регионах России; в городах России успешно функционируют 19 общеобразовательных школ с еврейским этнокультурным компонентом и 16 детских садов; свыше 100 тысяч человек участвуют в гуманитарных программах ФЕОР; ежемесячно распределяется более 90 тысяч благотворительных обедов; оказана поддержка 128 приютам в 114 городах; открыт еврейский детский дом в Москве, питомцы которого воспитываются согласно канонам иудаизма; получили помощь 12 712 сирот и детей из неблагополучных семей; распределено более 300 тонн продовольственной помощи; адресная помощь оказана более чем 120 учреждениям для несовершеннолетних в 52 субъектах РФ; годовой тираж ежемесячной и еженедельной прессы только на территории Российской Федерации перевалил за 2,5 миллиона экземпляров. Впрочем, сами руководители Федерации считают, что ее деятельность должна быть расширена во много раз.

"За кадром" осталось другое - какой ценой это было достигнуто.

Пропаганда и реклама

Возникшая в 1998 г. как обычная "зонтичная" религиозная организация, Федерация еврейских общин была использована властями в 1999-2000 гг. для создания противовеса Российскому еврейскому конгрессу (РЕК) под руководством опального олигарха Владимира Гусинского и поддерживаемому им Конгрессу еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР). Основу ФЕОР составили общины, руководившие раввинами - сторонниками движения "ХаБаД - Любавич", чья штаб-квартира в настоящее время находится в Нью-Йорке. Возглавил организацию раввин Берл Лазар, в июне 2000 г. избранный Главным раввином России. Он прибыл в Москву в 1990 г. как посланник Любавического Ребе Менахем-Мендла Шнеерсона и до своего карьерного взлета был раввином московской хасидской синагоги в Марьиной Роще.

С этого момента Адольфа Шаевича, занимавшего пост Главного раввина России с 1993 г., стали постепенно оттеснять в сторону. Так, он не получил от российских властей приглашения на участие в официальной церемонии встречи президента Израиля Моше Кацава в Кремле 23 января 2001 г. - в отличие от Берла Лазара, который такое приглашение получил. 20 апреля 2001 г. Шаевич был исключен из списков Совета по взаимодействию с религиозными организациями и объединениями при Президенте РФ, членом которого он состоял с момента создания этого органа в 1995 г. Впрочем, до конца процедура по маргинализации соперников Лазара доведена не была - чтобы иметь возможность давления и на ФЕОР.

Благосклонное внимание к ФЕОР со стороны Владимира Путина и его администрации (Путин принял участие в торжественном открытии Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще осенью 2000 г.) обеспечило ФЕОР подчеркнутую лояльность со стороны большинства региональных лидеров, предпочитавших не ссориться с президентом. Раввины вошли в состав местной элиты. Если раньше присутствие раввина на инаугурации губернатора казалось чем-то невероятным, то сейчас во многих местах это превратилось в обязательный ритуал.

В ответ ФЕОР занялась неприкрытым пиаром Владимира Путина и его политики. В первый раз помощью организации воспользовались в 2000 г., когда заявление Берла Лазара об отсутствии антисемитской компоненты в кампании против Гусинского привело к фактическому сворачиванию на Западе движения в его защиту (центральным элементом которого было утверждение о преследовании Гусинского как еврея). В противном случае для только что избранного Путина, к которому Европа и США относились достаточно настороженно, все могло кончиться плохо (на что, собственно, и рассчитывали организаторы кампании в защиту Гусинского). Подобные уверения были слышны со стороны Берла Лазара сразу же после ареста Михаила Ходорковского в 2003 г. И в этом случае начавшаяся на Западе пропагандистская кампания, которая использовала мотив якобы существующего в России государственного антисемитизма, фактически не достигла планируемого размаха.

Представители ФЕОР и сам Берл Лазар регулярно выступали и выступают с заявлениями об отсутствии в стране государственного антисемизма и о постепенном уменьшении антисемитизма бытового, выдавая это исключительно за заслугу Владимира Путина и "забывая", что государственный антисемитизм исчез еще 13 лет назад, после распада СССР.

Когда же ряд партий агитировал за бойкот президентских выборов в марте 2004 г., Лазар заявил, что "участие в демократических выборах - не просто "право человека", но в первую очередь выполнение заповеди Божией". "Если мы хотим быть достойными тех задач, которые на нас возлагает Всевышний, - мы не просто "вправе выбирать", мы обязаны реализовать дарованную нам свободу", - сказал он в интервью РИА "Новости" [1].

В октябре 2004 г. на пресс-конференции в РИА "Новости" представители ФЕОР снова напомнили миру, и в том числе части европейской и американской элиты, упрекающей Путина в нарушении прав человека, о внимании президента к еврейской проблематике. Глава департамента общественных связей Федерации Борух Горин специально отметил, что бурное развитие еврейской общины в последние годы было во многом достигнуто благодаря национально-конфессиональной политике государства. "Российские евреи высоко ценят внимание, которое оказывается еврейской общине со стороны президента РФ В.В. Путина, отдельных министерств и ведомств, а также администрации большинства регионов страны, что является надежным гарантом решения вопросов общинного строительства в центре и на местах", - подчеркнул Б. Горин и добавил, что "нет аналогов в еврейской истории, когда так быстро росла бы и развивалась еврейская община и росло количество ее членов" [2]. С не меньшим энтузиазмом ФЕОР поддержала и тезис Путина о "политике двойных стандартов, прослеживающейся в некоторых западных странах", предпочтя забыть о подобных же двойных стандартах, проявляющихся в поддержке российской элитой Саддама Хусейна и ныне покойного Ясира Арафата. Впрочем, даже исполнительный директор ФЕОР Валерий Энгель, не устающий подчеркивать, что "залогом нынешних преобразований является национально-конфессиональная политика, которую проводят администрация президента и правительство России", все же вынужден был признать, что "факты бытового антисемитизма в России пока еще наличествуют", а правоохранительные органы зачастую расцениваются как хулиганство преступления, которые могут трактоваться по ст. 282 (возбуждение ненависти на национальной почве) [3].

Кроме того, представители ФЕОР взяли на себя функции контрпропагандистов в отношении репатриации российских евреев в Израиль. Вероятно, речь идет о государственной политике в этом направлении, поскольку осенью 2002 г., во время визита в Москву премьер-министра Изриля Ариэля Шарона Владимир Путин специально подчеркнул, что приглашает своего израильского коллегу в столицу Еврейской автономной области Биробиджан, где за последние годы существенно увеличилось еврейское население. Президент России специально отметил, что евреи в России имеют все возможности сохранять свою культуру, язык и национальную идентичность, как бы давая понять своему визави, что вопрос о массовой эмиграции евреев из страны закрыт по причине отсутствия основания для оной. А на прошедшей в октябре 2004 г. в ГРЦЗ "Россия" церемонии вручения премии ФЕОР "Человек года" получивший ее губернатор ЕАО Николай Волков демонстративно объявил, что его область открыта для переселенцев - как из России, так и из Израиля, что было встречено одобрительными апплодисментами собравшихся. В том же 2002 г. в своем интервью газете "Jerusalem Post" Берл Лазар и директор Московского еврейского общинного центра Моти Вайсберг заявили, что экономическая ситуация в России улучшилась, правительство решительно борется с антисемитизмом, и в результате у евреев пропадает желание эмигрировать, а в Израиль уезжают главным образом неевреи, составляющие, по оценкам Лазара, от 50 до 70% репатриантов [4]. В начале 2004 г., развивая этот тезис, Лазар объявил о том, что за 1998-2003 гг. в СНГ из Израиля вернулись 50 тыс. человек [5]. А к моменту проведения съезда ФЕОР в октябре 2004 г. речь уже шла о "50 тысячах вернувшихся в Россию только за 2003 год" [6]. На самом деле, установить точное число вернувшихся российских евреев невозможно, поскольку после того, как в 1992 г. выезжающих в Израиль на ПМЖ перестали лишать российского гражданства, большая часть приезжающих в Россию предъявляла российский паспорт и, таким образом, стало достаточно сложно различить вернувшихся репатриантов и тех, кто ездил в турпоездку. Кроме того, практически невозможно установить, остался ли прибывший из Израиля человек в России, или же выехал в третью страну, или вернулся в Израиль. Хотя, естественно, сама проблема возврата, или, как ее называют в Израиле, "йериды", существует. Сами израильтяне дают цифру вернувшихся за 2002-2003 гг. около 10 тыс. человек, считая таковыми людей, которые выехали в Россию и не вернулись в течение года [7].

Впрочем, похоже, что таким же лояльным властям становится и РЕК, поддерживающий КЕРООР. Новоизбранный президент Конгресса Владимир Слуцкер на своей первой пресс-конференции, прошедшей 17 ноября 2004 г. в пресс-центре агентства "Интерфакс", заявил, что "РЕК не должен заниматься политикой с точки зрения борьбы за власть, деньги и влияние" [8], и пообещал, что действия Конгресса будут совпадать с целями политического руководства страны.

Однако несмотря на регулярные встречи Лазара и Путина, долженствующие демонстрировать urbi et orbi президентскую поддержку ФЕОР, Администрация президента предпочитает сохранять имеющуюся систему сдержек и противовесов с использованием КЕРООР. 28 октября 2004 г., сразу же после окончания съезда ФЕОР, раввин Адольф Шаевич, также носящий титул Главного раввина России, был награжден Золотой звездой "За верность России". Эта награда считается высшей среди негосударственных и примерно соответствует советской Звезде Героя Социалистического Труда. Наградной комитет, в который входят многие политики, военные, ученые, представители духовенства, возглавляет председатель Комитета по делам ветеранов Госдумы Николай Ковалев. Так же, как и на съезде ФЕОР, на награждении А. Шаевича присутствовали представители Администрации президента, Минюста, Межрелигиозного совета России и Патриархии. В принципе, если Адольф Шаевич сможет доказать власти, что он более эффективный лоббист ее интересов, чем Лазар, который так и не смог, хотя и обещал, добиться отмены пресловутой поправки Джексона-Вэника ограничивающей свободу торговли России и США [9] (это даже стало стержнем пропагандисткой кампании, развернутой ФЕОР в 2001-2002 гг.), то ситуация может зеркально измениться.

Дай миллион!

Одной из причин, заставлявших чиновников прислушиваться к мнению руководителей ФЕОР, были распространявшиеся последними данные о наличии в стране миллиона, а то и двух миллионов евреев [10]. Кроме того, слова о живущих в России миллионах евреев служили значительным подспорьем при переговорах с международными еврейскими организациями об организации помощи общинам ФЕОР. При этом с помощью умелого пиара ФЕОР пытается создать впечатление о том, что возрождение еврейской общины в России произошло исключительно благодаря их усилиям. Тем большим был конфуз, когда по результатам переписи 2002 г. выяснилось, что в России живет всего четверть миллиона евреев. С учетом возможных ошибок эту цифру можно увеличить до 300-350 тысяч, но даже эти цифры весьма далеки от миллиона. В результате Берлу Лазару при личной встрече с Путиным пришлось объяснять президенту, что евреи не переписались как надо исключительно по причине стеснительности, а о своей национальности, мол, заявили "самые мужественные" [11]. Теперь же руководство ФЕОР объявило о проведении специальной переписи еврейского населения страны собственными силами для выявления сотен тысяч "скрытых евреев". Понятно, что при желании искомый миллион наскрести вполне можно.

Как простодушно поведал один из рукводителей ФЕОР, в любом городе, где начинает активно функционировать еврейская община, численность еврейского населения вскоре вырастает в три раза. Фактически речь идет о примыкании к общинам людей, привлеченных возможностью получить социальную помощь (для лиц пожилого возраста и нетрудоспособных), либо образование (для подростков и молодежи). Причем, как признают сами представители ФЕОР, далеко не все эти люди - евреи (так, в Москве численность тех, кто с религиозной точки зрения не может быть признан евреем, но посещает общинный центр, достигает 40%. К числу этих людей, помимо евреев по отцовской линии, относятся мужья и жены - неевреи, а также родственники со стороны супругов-неевреев разных степеней дальности). Среди желающих "попасть в евреи" есть и довольно экзотическая группа - люди, поверившие в правдивость "Протоколов Сионских мудрецов" и желающие, подобно персонажу из известного анекдота, "получить свою долю от распродажи России". Естественно, что ни о какой полноценной общинной жизни, когда общины живут в основном за счет самофинансирования, говорить не приходится. В этом случае российское еврейство еще крепче садится "на иглу" потребительства, привыкая к такому образу жизни. С другой стороны, подобная система хороша лично для Берла Лазара, который может с помощью "финасовой удавки" держать у себя в подчинении региональные общины, покольку других рычагов влияния на местных раввинов, некоторые из которых равны ему по статусу как посланники Любавического Ребе, у него нет.

Единая община

За прошедшие с момента основания пять лет Федерация еврейских общин выросла с примерно 40 до почти 180 общин. В основном речь шла об общинах, по тем или иным причинам перешедших из КЕРООР. В некоторых случаях для стимулирования перехода использовались связи с региональными властями. В начале 2004 г. ФЕОР с помощью Администрации президента попыталась буквально "проглотить" конкурента. Был подготовлен некий меморандум об объединении. Согласно этому меморандуму, существующие сейчас Федерация еврейских общин России (ФЕОР) и Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России (КЕРООР) распускались, а составляющие их религиозные общины входили в "Единую еврейскую общину России". При этом все имущество, принадлежащее ФЕОР, КЕРООР и входящим в них общинам, должно было быть внесено на баланс новой организации. При этом организации, принадлежащие к так называемому реформистскому, или современному, иудаизму исключались из процесса объединения. В случае осуществления этого сценария Федерация одним росчерком пера смогла бы существенно пополнить свои ряды (по разным данным, в КЕРООР насчитывается от 30 до 80 ортодоксальных общин). Кроме того, исчезло бы продолжающееся уже несколько лет противостояние в среде ортодоксальных еврейских общин. Вне контроля ФЕОР в этом случае оставались бы лишь общины современного иудаизма, не представляющие для нее опасности как конкуренты. Федерация может просто демонстративно их не замечать. Кроме того, ФЕОР монополизировала бы функции представительства еврейской общины как во властных структурах России, так и за рубежом.

Впрочем, раввины общин, входящих в КЕРООР, предпочли отвергнуть этот меморандум, опасаясь, что после завершения объединения на подобных условиях (неофициально его именовали "аншлюс") их просто выгонят из синагог, а их общины распустят.

В результате была принята резолюция, согласно которой предлагалось создать не единую организацию с жесткой структурой, а Единый координационный совет еврейских организаций России с достаточно размытыми функциями. А поскольку в дальнейшем никакой поддержки со стороны властей замыслам ФЕОР оказано не было, проект зачах сам собой.

Впрочем, в настоящее время руководство ФЕОР все еще настроено оптимистично в отношении возможности объединения. На прошедшей 18 октября в РИА "Новости" пресс-конференции руководителей ФЕОР глава Департамента общественных связей Федерации Борух Горин заявил о своей уверенности, что "пройдет еще два-три года, амбиции забудутся, какие-то люди сойдут с арены, и когда останется только интерес к возрождению еврейской жизни, объединение еврейской общины произойдет само собой" [12]. Пока же ФЕОР предпочитает перетаскивать общины поодиночке, попросту покупая их обещаниями щедрого финансирования. Впрочем, местные общины обычно (за редкими исключениями) поддерживают контакты как с ФЕОР, так и с КЕРООР, позволяя тем самым обеим организациям числить их в своем активе. Для предотвращения подобных ситуаций ФЕОР все чаще направляет в новоприсоединенные общины своих раввинов, которые берут под контроль все финансовые потоки и не допускают никаких контактов с КЕРООР.

На волне межрелигиозного диалога

Принятая в мире практика межрелигиозного диалога и сотрудничества между представителями разных конфессий в России пошла по особому пути. В созданный в 1998 г. Межрелигиозный совет России были включены лишь представители тех религий, которые были обозначены в преамбуле принятого в 1997 г. Закона о свободе совести, как "традиционные" [13]. Для всех остальных двери в это учреждение оказались плотно закрыты. На таком фоне зарождаются разного рода экзотические предложения. Например, епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан на Архиерейском Соборе, состоявшемся в октябре 2004 г., предложил, чтобы доминирующие в отдельных регионах России религиозные общины обязались бы брать под защиту "традиционные" религиозные меньшинства. Подобная защита подразумевает патронажно-клиентельные взаимоотношения между конфессиями.

Естественно, что представители "традиционных конфессий", кооптированные таким образом в состав современной российской элиты, стремятся там удержаться. Средства, которые "традиционалы" выбирают для этого, достаточно просты - это всемерная поддержка инициатив действующей власти и РПЦ. Причем часто они стремятся быть "святее папы римского".

Наглядным примером подобного "межрелигиозного сотрудничества" является деятельность Федерации еврейских общин России, формально заявляющей о своей приверженности толерантности и межрелигиозному диалогу. ФЕОР активно участвует в борьбе РПЦ с так называемыми тоталитарными сектами и деструктивными культами.

Так, в январе-марте 2004 г. Берл Лазар активно выступал против строительства кришнаитского храма в Москве. В своих выступлениях он требовал, чтобы кришнаиты "не занимались миссионерской деятельностью среди представителей традиционных религий", работая "только среди тех верующих, которые у них есть" [14]. Берл Лазар также подчеркивал, что "власти должны внимательно посмотреть, какой деятельностью занимаются кришнаиты" [15]. Кроме того, он обвинил "Общество сознания Кришны" в том, что они "используют бедность людских знаний, чтобы привлечь людей к своей религии" и назвал кришнаитов "миссионерской сектой" [16]. На фоне достаточно умеренных высказываний иерархов РПЦ Берл Лазар выглядел особенно агрессивным. Хотя возможно, его пафос (в значительной степени приглушенный подконтрольными ФЕОР СМИ) был вызван и тем, что самих хасидов ХаБаДа, составляющих костяк ФЕОР, нередко называют сектой, учитывая то, что значительная часть хабадников (не исключая, по некоторым данным, и самого Лазара) считает Ребе Менахем Мендла Шнеерсона, умершего в 1994 г., Машиахом, который должен воскреснуть [17].

Впрочем, отметим, что в антикришнаитской кампании отличился и второй Главный раввин России - Адольф Шаевич, призвавший дать кришнаитам разрешение на стоительство храма где-нибудь на Ямале, но никак не в Москве.

Берл Лазар выступил и против Свидетелей Иеговы, когда их деятельность в Москве была запрещена решением Головинского межмуниципального суда. Он заявил, что "к практике иеговистов в России есть серьезные вопросы" [18]. Вопросам борьбы с агрессивными сектами Берл Лазар уделил внимание и на своем докладе на встрече представителей традиционных религий на Давосском форуме. А в интервью "Интерфаксу" 28 апреля 2004 г. Главный раввин России предложил принять "закон о запрете деятельности сект, в котором бы говорилось в том числе о том, какая из религиозных организаций является сектой, а какая представляет многовековую традицию" [19] и выразил готовность участвовать в разработке этого нормативного акта, воспроизведя между делом стереотип о "сектах", как источниках массовых самоубийств. Даже поздравляя с 75-летием Патриарха Алексия II, Лазар не обошел своим вниманием "успехи" РПЦ в борьбе с "сектами" [20].

Впрочем, сектоборчеством занялся не только Лазар. Многие входящие в ФЕОР раввины вошли в состав местных советов по борьбе с "деструктивными культами". 3 марта 2004 г., выступая на круглом столе "Координация усилий традиционных религий для ответа на общие вызовы", проходившем в рамках II Межрелигиозного миротворческого форума, раввин Александр Лакшин (см. о нем ниже) поднял вопрос о "законодательной преграде на пути возникновения новых сект" [21] и выразил возмущение тем, что сектанты пользуются символами и праздниками традиционных религий, видимо, предлагая запретить и это. Впрочем, это предложение не получило развития, поскольку в случае его принятия оно послужило бы источником бесчисленных жалоб со стороны "нетрадиционных", но вполне влиятельных конфессий [22].

Кроме того, как и всякая российская "традиционная конфессия", Федерация немедля обнаружила собственные "деструктивные культы", с которыми стала активно бороться. В этой роли выступили т.н. мессианские евреи, считающие, что ожидаемый верующими евреями Машиах (Мессия) уже пришел 2000 лет назад в образе Иисуса Христа. Их учение представляет собой слегка "иудаизированный" вариант протестантизма. Эти организации были созданы в США христианскими миссионерами, которые считают, что только с помощью крещения еврейского народа можно приблизить второе пришествие Христа. В последние 15 лет "мессианцы", более известные по названию одной из их групп, как "Евреи за Иисуса", развили активную деятельность среди евреев, живущих в бывших советских республиках. Их методы работы в чем-то напоминают приемы т.н. многоуровневого маркетинга, распространившегося в России в 1990-е - раздача листовок в людных местах (станции метро, вокзалы, торговые центры), рассылка агитационных материалов по почте и их раскладка по почтовым ящикам, собрания на стадионах и в кинотеатрах и пр.

ФЕОР определила "мессианских евреев" как своих самых опасных конкурентов и практически с момента своего возникновения повела с ними ожесточенную борьбу. В 2001 г. для борьбы с "сектантами" была учреждена специальная организация - Лига "Маген" ("Щит") под руководством раввина Александра Лакшина, которого некоторые эксперты именуют "еврейским Дворкиным". Позже появились отделения Лиги "Маген" в Украине, Молдавии и США. Сам Берл Лазар в интервью "Интерфаксу" в сентябре 2002 г. заявил, имея в виду "Евреев за Иисуса", что "во главе этих организаций стоят авантюристы, единственное желание которых - заработать деньги" [23].

Несмотря на то что представители Лиги с самого начала обещали ограничиваться только информированием евреев об "опасности" "Евреев за Иисуса", это условие соблюдалось чем дальше, тем меньше. Так, с подачи раввина Лакшина и его сподвижников, УВД Московского метрополитена в апреле 2004 г. вынесло предупреждение в адрес председателя "Евреев за Иисуса" М.В. Аммосова, лично раздававшего прохожим листовки. В Днепропетровске власти по требованию Лиги запретили демонстрацию снятого "Евреями за Иисуса" фильма "Истории выживших". В Минске городские власти также вынесли запрет на распространение печатной продукции "мессианских евреев" по представлению связанных с ФЕОР еврейских организаций. По неподтвержденным данным, в глубинке дело дошло до стычек между активистами Лиги "Маген" и "Евреями за Иисуса".

Деятельность эта проходит при полной поддержке РПЦ. Достаточно сказать, что на учредительном собрании Лиги "Маген" присутствовал представитель Патриархии, пожелавший собравшимся победы в их нелегком труде. С другой стороны, ввиду того, что консервативно настроенные православные подозревают еврейские организации в прозелитизме, Берлу Лазару приходится регулярно оправдываться в СМИ, говоря, что ФЕОР отказывается от "агрессивного прозелитизма" и обращение в иудаизм допускается лишь для тех людей, кто является евреем, но не галахическим (то есть не по линии матери), либо для супругов евреев, а не для тех, кто является, как сейчас модно говорить "православным/мусульманином по рождению" [24].

Одновременно руководство ФЕОР, хорошо понимая, какой имиджевый выигрыш это дает, пытается перехватить инициативу еврейско-мусульманского диалога у Евро-Азиатского еврейского конгресса, уже несколько лет устраивающего встречи раввинов, мулл и священников. В своих интервью Лазар всячески развивает идею подобного диалога, не упоминая его реальных инициаторов.

Заключение

Сейчас ФЕОР в чем-то похожа на СССР начала 1980-х. С внешней стороны наблюдатели могут видеть поистине ослепительное великолепие, богатство и мощь. Приемы управления ХаБаДа изучают (как это происходит сейчас) в американских колледжах, готовящих деловых людей. Но при этом реальные процессы, от которых и зависит будущее данной организации, остаются скрыты. Сходство ФЕОР с СССР подчеркивает и зависимость процветания от внешних факторов. В СССР это была цена на нефть. Впрочем, для ФЕОР, одним из главных спонсоров которой является хозяин "Сибнефти" Роман Абрамович, этот фактор также имеет большое значение.

Некоторые события последнего времени дают возможность предполагать, что российские власти не только сохранят, но и усилят систему сдержек и противовесов. При этом не исключено, что благосклонный взгляд властей предержащих будет обращен на соперников Федерации - РЕК, КЕРООР или даже Евро-Азиатский еврейский конгресс. И в этом случае опора ФЕОР на крупных спонсоров и полное игнорирование попыток построить самоокупаемую общину могут обойтись ей очень дорого, поскольку магнаты, многие из которых в свое время без сожаления бросили РЕК, так же быстро устремятся к новому президентскому фавориту на "еврейской улице". Но даже в случае, если обвального бегства спонсоров не будет, потребительская модель поведения членов общины, ожидающих, говоря словами Адольфа Шаевича, что им бесплатно доставят мацу на дом, тогда как в советское время делом чести для каждого верующего еврея считалось купить пачку этой самой мацы, вполне могут привести к превращению общины в один коллективный собес, у которого уже не останется сил на дальнейшее развитие.



[1] Кричевский Л. Победа Путина оставила многих евреев безучастными, однако некоторые стремятся быть ближе к Кремлю // АМИ-Народ мой. 2004. № 6; Недумов О. Блаженны голосующие // НГ-Религии. 2004. 17 марта.
[2] Пресс-конференция, посвященная III съезду ФЕОР и вручению премий "Человек года - 5764" // Агентство еврейских новостей. 2004. 18 октября.
[3] ФЕОР: российские органы правопорядка недостаточно активно борются с антисемитами // Религия и общество. 2004. 18 октября.
[4] Российские евреи не хотят иммигрировать в Израиль, потому что жить здесь стало лучше // Новости Россия On-Line. 2002. 3 октября.
[5] Странная арифметика АЕН // Международная еврейская газета. 2004. № 4-5.
[6] РИА "Новости". 2004. 25 октября. См. также: Евреи "возвращаются" в Россию // Би-Би-Си. 2004. 25 октября.
[7] Голенпольский Т. Почему раввин ошибается // Международная еврейская газета. 2004. № 7-8.
[8] Новый глава Российского еврейского конгресса настроен на совместную работу с Федерацией еврейских общин России // Интерфакс. 2004. 17 ноября.
[9] Берл Лазар - за отмену поправки Джексона-Вэника // Религия и общество. 2001. 31 октября; Вайнс М. Посетив синагогу, Буш воздал должное религиозной терпимости в России // New York Times. 2002. 27 мая; Игорь Иванов готовит президентов. К миру во время войны // Коммерсантъ. 2001. 1 ноября; Реут А. Евреи помогут Путину // Газета. 2001. 14. ноября.
[10] Вайсберг Н. Что нашу жизнь совсем не красит // Российская газета. 2001. 22 ноября; Винницкий М. Берл Лазар: "Мы хотим здесь создать нормальную еврейскую общину" // The Yonge Street Review. 2002. № 191; В России проживает около миллиона евреев // Jewish.ru. 2004. 25 октября.
[11] Встреча в Кремле президента России Владимира Путина и главного раввина России Берла Лазара // Агентство еврейских новостей. 2003. 21 декабря.
[12] Цит. по: ФЕОР: Российские органы правопорядка недостаточно активно борются с антисемитами // Религия и общество. 2004. 18 октября.
[13] Точнее, в МСР вошли представители крупнейших объединений православных, мусульман, иудеев и буддистов (без калмыцких). В действительности же, закон 1997 года не дает списка "традиционных религий". В его преамуле говорится про "особую роль православия в истории России" и про "христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России". Т.е. список принципиально открыт, и православие не может в нем подменять христианство. Доминирующие же сейчас интерпретации сложились уже в 2001-2002 гг. и не соответствуют закону. - Прим. ред.
[14] Святилище раздора // НГ Религии. 2004. 7 апреля.
[15] Недумов О. Духовные лидеры объединились против кришнаитов // Независимая газета. 2002. 30 января.
[16] Главный раввин России предостерегает // Агентство еврейских новостей. 2004. 26 марта.
[17] Адольф Шаевич: "У раввинов не принято уходить, пока есть здоровье и силы" // Газета. 2002. 22 июля; Малер Дж. В ожидании Мессии на Истерн Паркуэй // Еврейские новости. 2003. № 38; Цена вопроса. Как вы думаете, Любавичский Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон - Машиах? // Там же; Цена ответа // Еврейские новости. 2003. № 41.
[18] Лидеры основных конфессий России считают обоснованным запрет секты "Свидетелей Иеговы" // Россия. Регионы. 2004. 30 марта.
[19] Берл Лазар: Россия - единственное место в мире, где есть евреи, которые даже не знают, что они евреи // Интерфакс. 2004. 28 апреля.
[20] Главный раввин поздравил патриарха // Агентство еврейских новостей. 2004. 11 июня.
[21] Баскакова А. II Межрелигиозный миротворческий форум завершил свою работу // Агентство еврейских новостей. 2004. 3 марта.
[22] Там же.
[23] Берл Лазар: "Евреи за Иисуса - аферисты" // Грани.Ру. 2002. 18 сентября.
[24] Кеворкова Н. Печаль обетованная... // Новая газета. 2001. № 90; Латышева М. Как стать евреем // Националь. 2004. № 1.