Проблемы реализации свободы совести в России в 2021 году

РЕЗЮМЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ : Не получившие (пока) развития проекты
ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МЕСТ ДЛЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ : Проблемы, связанные со строительством храмов : Проблемы с использованием уже имеющихся зданий :  Конфликты вокруг передачи государственного имущества религиозным организациям : 
ДИСКРИМИНАЦИЯ ПО ПРИЗНАКУ ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ :  Уголовное преследование: :  Ограничение миссионерской деятельностиПризнание деятельности религиозной организации нежелательной: :  Другие формы дискриминацииПоложительные решения
ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ : Защита сверхуЗащита снизу
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОТ НАПАДЕНИЙ И ДИФФАМАЦИИ : Насилие и вандализм : Диффамация религиозных меньшинств


Мы представляем доклад [1], основанный на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете; в докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. По событиям предшествующего года [2] даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, в основном представлены в отдельном докладе, посвященном этой теме [3].




Резюме

Государственный курс на дискриминацию религиозных меньшинств, который мы отмечали в течение нескольких предыдущих лет, сохранился. Соответственно, как и прежде, больше всего свобода религии ограничивалась властями, а не другими акторами.

Приверженность этому курсу была декларирована в новой Стратегии национальной безопасности, утвержденной в июле президентом Путиным, один из разделов которой посвящен защите духовно-нравственных ценностей. В качестве приоритетов в нем, в частности, упомянута поддержка «религиозных организаций традиционных конфессий, обеспечение их участия в деятельности, направленной на сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей и культуры, защиту исторической правды и сохранение исторической памяти» [4]. Таким образом, именно небольшой группе ведущих религиозных организаций обещана поддержка и одновременно они вписаны в деятельность по укреплению идеологических проектов властей.

Наиболее драматическим примером дискриминации меньшинств остаются репрессии в отношении Свидетелей Иеговы. Количество осужденных за продолжение деятельности религиозной организации, а на практике – за продолжение исповедания своей религии, возросло более чем в два раза по сравнению с 2020 годом: с 46 до 105, причем 33 верующим были назначены реальные сроки лишения свободы. Впервые с 2017 года был вынесен оправдательный приговор Свидетелю Иеговы, но ситуацию в целом он не переломил. Продолжали возбуждаться новые уголовные дела, заведение которых сопровождалось обысками с многочисленными нарушениями, а к верующим нередко применялось насилие.

Аналогичные по форме преследования интенсифицировались и в отношении мирных мусульманских меньшинств, признанных экстремистскими, - «Таблиги джамаата» и последователей Саида Нурси.

Продолжилось и преследование верующих и религиозных организаций за «незаконную» миссионерскую деятельность, хоть и менее активно: количество дел по ст. 5.26 КоАП вновь немного сократилось. К административной ответственности привлекались представители разных религиозных организаций, однако чаще других мишенью «антимиссионерских» поправок становились протестанты, как и было до 2020 года, когда наиболее пострадавшими оказались мусульмане.

Новшеством 2021 года стало включение ряда религиозных организаций в число тех, чья деятельность признана на территории России нежелательной. Эта мера коснулась нескольких зарубежных организаций саентологов и церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Новое поколение». Признанные нежелательными организации не могут создавать свои подразделения и реализовывать проекты на территории России, а сотрудничество с ними преследуется в административном, а иногда и в уголовном порядке. Пока включение религиозных организаций в список нежелательных имело одно практическое последствие: срыв пасторской конференции в подмосковном Раменском, на которой присутствовали служители разных протестантских организаций, включая российские церкви «Нового поколения».

Государство значительно чаще выступало инициатором преследования за оскорбление религиозных чувств, в первую очередь уголовного. Значительно возросло количество приговоров по ст. 148 УК, в последние годы использовавшейся крайне неохотно. Поводом для преследования в большинстве случаев становились опубликованные в соцсетях «непристойные» фотографии и видеоролики, сделанные на фоне религиозных объектов – чаще православных, но иногда мусульманских. Жалоб на причинение морального вреда в ходе съемки этих фотографий и видеоматериалов, как правило, не было, то есть полиция и следственные комитеты вместо верующих определяли, что должно оскорбить их чувства.

Масштаб государственного преследования «оскорбителей», похоже, казался избыточным даже самим защищаемым, потому что представители Русской православной церкви не раз высказывались, что не призывают к уголовному наказанию авторов «кощунственных» публикаций. Активность общественных защитников религиозных чувств при этом была низкой даже на фоне карантинного 2020 года.

Конфликты вокруг строительства культовых зданий возникали примерно с той же периодичностью, что и раньше, и во многих случаях конфликтующим сторонам удавалось достичь компромисса. Конфликтов вокруг использования имеющихся зданий, по всей видимости, стало меньше.

Диффамационных материалов о религиозных меньшинствах, по-видимому, тоже стало меньше, однако они все-таки публиковались, в том числе на федеральных каналах.

Таким образом, невозможно сказать, что отношения между светскими и религиозными гражданами или между группами граждан разных вероисповеданий стали хуже в 2021 году, но государство при этом все более идеологизирует свою политику в этой сфере и все шире преследует мирные религиозные меньшинства, которые отнесло к экстремистским.

 




Правовое регулирование

В этой главе мы коснемся законов и иных нормативных актов, так или иначе затрагивающих жизнь религиозных организаций.

20 марта премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о внесении изменений в «Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ», в соответствии с которым религиозные организации смогут платить за газ на 20 % меньше.

1 июля В. Путин подписал закон, уточняющий порядок использования имущества религиозного назначения, находящегося в пользовании религиозных организаций. Теперь религиозные организации не только могут пользоваться таким имуществом, даже если оно не может быть им передано и остается в государственной или муниципальной собственности, но и получить компенсацию за ремонт или благоустройство, если договор о безвозмездном пользовании этим имуществом будет расторгнут. В законе речь идет о недвижимом имуществе – помещениях, зданиях, включая объекты культурного наследия, предназначенных для проведения богослужений и религиозных обрядов, получения религиозного образования, монастырской и благотворительной деятельности, религиозного почитания, а также о внутреннем убранстве зданий и предметах, предназначенных для богослужений и других религиозных целей.

2 июля Путин подписал закон, вносящий изменения в ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности». Поправки обязывают банки предоставлять Министерству юстиции доступ к финансовым документам всех некоммерческих организаций, но кроме религиозных. Запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций Минюст, в соответствии с этими поправками, не может.

Однако наибольший резонанс вызвали принятые Госдумой 24 марта, одобренные Советом Федерации 31 марта и подписанные В. Путиным 5 апреля поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». С одной стороны, эти поправки упростили регистрацию религиозных организаций. Но с другой стороны, они распространили на религиозные группы ряд репрессивных норм, ранее уже введенных для НКО. В частности, поправки запрещают становиться руководителем и даже участником религиозной группы иностранным гражданам и лицам без гражданства, пребывание которых в РФ признано нежелательным; лицам, действия которых суд признал экстремистскими; фигурантам перечня экстремистов и террористов Росфинмониторинга (сверх предыдущей категории в список могут включаться также подследственные по таким делам); а также тем, чьи счета заморожены Межведомственной комиссией по противодействию финансированию терроризма. Все упомянутые лица фактически лишаются конституционного права коллективно исповедовать свою религию.

Кроме того, закон существенно расширяет возможности для вмешательства государства во внутренние дела религиозных организаций. В частности, он обязывает священнослужителей и сотрудников религиозных организаций, получивших религиозное образование за рубежом, пройти переаттестацию и получить дополнительное профессиональное образование в России. Эта норма не распространяется на уже осуществляющих служение в России религиозных деятелей – только на тех, кто собирается служить в России и получает либо планирует получить образование за рубежом. Это требование дискриминирует религиозные организации, не имеющие собственных духовных школ на территории России, а его реализация чревата многочисленными сложностями и злоупотреблениями: религиозных учебных заведений, которые могли бы обеспечить необходимое дополнительное образование, недостаточно, а светские вузы, даже имеющие кафедры теологии, не могут учесть специфику всех религиозных организаций.

Поправки вступили в силу через 180 дней после подписания.

 

Парламенты субъектов федерации в целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным тоже вносили изменения в региональные законы, затрагивающие деятельность религиозных организаций. Так, например, Законодательное собрание Забайкальского края в сентябре одобрило поправки в местный закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, исключив из перечня мест, где проведение упомянутых акций запрещено, культовые организации. Госсовет Татарстана в сентябре одобрил поправки в республиканский закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Эти поправки продублировали федеральное требование переаттестации духовенства. Кроме того, поправки уточнили регулирования участия детей – прямо запрещено «вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

 

Не получившие (пока) развития проекты

В январе Госдума приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части уточнения требований в отношении религиозных организаций и создаваемых ими юридических лиц». Предлагаемые поправки, в частности, освобождают банки, страховые компании и другие работающие с финансами организации от обязанности собирать, хранить и предоставлять информацию о бенефициарных владельцах религиозных организаций. Второе чтение в 2021 году не состоялось, точная дата его на момент написания доклада не была назначена.

Помимо этого, в декабре правительство утвердило «План мероприятий по реализации в 2022–2025 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Среди прочего этот план предусматривает три вида мониторинга, затрагивающих деятельность религиозных организаций: «Мониторинг обращений граждан о фактах нарушения принципа равенства граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, в том числе при приеме на работу, при замещении должностей при формировании кадрового резерва на федеральном и региональном уровнях», «Мониторинг освещения в средствах массовой информации фактов нарушения принципа равенства граждан независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, в том числе при приеме на работу, при замещении должностей при формировании кадрового резерва на федеральном и региональном уровнях» и «Мониторинг деятельности общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, обмен информацией о выявлении фактов проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве со стороны указанных объединений, в том числе возможных попыток распространения экстремистской идеологии и литературы». Ответственными за первый мониторинг назначены Федеральное агентство по делам национальностей РФ (ФАДН) и Министерство труда и социальной защиты РФ, за второй – ФАДН, за третий - Министерство юстиции, МВД и Генпрокуратура. При этом количественные или качественные индикаторы для контроля исполнения мероприятия для всех трех упомянутых мониторингов не указаны. Вероятно, определение этих показателей будет возложена на ведомства-исполнителей. В любом случае, дополнительное пристальное внимание упомянутых ведомств к религиозным организациям заставляет предполагать дальнейшее ужесточение контроля над деятельностью этих организаций.

По просьбе президента Верховный суд в октябре рассмотрел вопрос, каким образом в случае запрета религиозной организации как экстремистской разграничить уголовно наказуемое продолжение деятельности организации и легитимную религиозную деятельность верующих. Постановление пленума ВС декларировало необходимость такого различения, но не внесло ясности в вопрос, как же его проводить [5].

 



Проблемы, касающиеся мест для богослужения

Проблемы, связанные со строительством храмов

Как и ранее, время от времени возникали конфликты вокруг строительства культовых зданий. В Москве реализация программы строительства модульных храмов, как и годом ранее, не создавала общественного напряжения, все известные нам конфликты, связанные со строительством храмов, происходили в других регионах. В частности, такие конфликты были отмечены в Санкт-Петербурге, Астрахани, Иркутске, Краснодаре, Миассе, Нижней Туре Свердловской области, Новосибирске, Одинцове, Тольятти. Как и в предыдущие годы, причиной этих конфликтов чаще всего становился неудачный выбор места строительства, нарушения при проведении общественных слушаний или отказ от них. Одной из наиболее болезненных проблем остается строительство в зеленых зонах.

Одним из самых крупных подобных конфликтов стало возобновившееся в Иркутске противостояние в связи со строительством храма в Приморском районе. Горожане недовольны тем, что власти вновь вознамерились возвести храм на месте рощи, посаженной строителями Иркутской гидроэлектростанции, хотя в 2016 году отказались от этой идеи после протестов общественности. На этот раз мэр города Евгений Харитонов заявил, что разрешение на строительство можно отозвать только в судебном порядке, после чего группа противников строительства обратилась в суд. Горожане организовали сбор подписей под петицией против вырубки рощи и устроили палаточный лагерь, который был убран после того, как представители областной администрации пообещали подыскать другой участок для храма. Однако в январе 2022 года выяснилось, что вопрос о строительстве на территории парка по-прежнему рассматривается. В ходе судебного процесса по иску противников строительства представитель мэрии сказала, что вне зависимости от решения суда храм будет построен на месте рощи. Примечательно, что в данном случае позиция городской и областной администрации разошлись. В мэрии протестующим сообщили, что епархия отвергла предложенный ей другой участок, но согласилась уменьшить высоту и площадь храма, а в областной администрации заявили, что не согласовывали такой вариант.

Новые конфликты возникли в Санкт-Петербурге: местные жители выступили против строительства на Крестовском острове Крестовоздвиженского храма, ради возведения которого вырубили березовый сквер. Аналогичный конфликт в поселке Металлострой привел к поджогу бытовки на месте строительства, которое началось вопреки итогам проведенных в 2017 году слушаний. Примечательно, что в администрации Колпинского района не подтвердили выдачу приходу разрешения на ведение строительных работ.

Жители Тольятти потребовали от властей отменить разрешение на строительство храма св. Марии Магдалины в сквере напротив ДК «Русич» и провести публичные слушания по изменению назначения выделенного под строительство земельного участка с зоны с разрешенным строительством культовых объектов на зону озеленения общего пользования. В обращении отмечается, что этот сквер - единственное место отдыха для жителей микрорайона.

В других случаях противники строительства желали видеть на предназначенном для храма месте другой объект. Жители микрорайона Новая Трехгорка в Одинцове протестовали против строительства православного храма на улице Чистяковой, поскольку предпочли бы организовать на этом месте парковку для пациентов строящейся поликлиники. Жители Новосибирска выступили против появления православного храма на улице Адриена Лежена, поскольку при строительстве может быть уничтожена детская спортивная площадка. Впрочем, Новосибирская епархия на своем сайте пообещала не уничтожать площадку и даже обустроить еще одну детскую площадку на территории будущего храма. Жители Нижней Туры Свердловской области собирали подписи против строительства храма поблизости от школы искусств и детской площадки, а многие хотели бы видеть на этом месте школу, бассейн или больницу. О проводившихся слушаниях большинство не знало.

Жители Астрахани тоже собирали подписи против строительства храма Александра Невского на стрелке Волги и Кутума, у дворца бракосочетаний. Противников строительства не устроило выбранное место, поскольку храм нарушит архитектурный ансамбль Астраханской биржи и уменьшит пространство для отдыха горожан. «Считаем, что благосклонность властей одной из религий, создаёт неравное положение с другими религиозными конфессиями, ущемляя их и разжигая межрелигиозный конфликт. Считаем, что в том числе, главная проблема - это отсутствие диалога с обществом» [6], - говорится в тексте петиции.

 

В ряде случаев власти учитывали пожелания местных жителей, и противоборствующим сторонам удавалось достичь компромисса. Так, например, власти Краснодара отправили на доработку проект строительства храма в микрорайоне Юбилейный. Противники строительства опасались, что строительство храма на набережной лишит горожан популярного места отдыха, и указывали, что строительство в этом месте противоречит ранее принятому генплану. Они также были возмущены тем, что их должным образом не уведомили о проведении общественных слушаний.

В Омске в начале удалось достичь компромисса по вопросу строительства храма в сквере Молодоженов: епархия должна была вырубить для строительства меньшее количество деревьев, чем планировалось изначально, оплатить вырубку, и высадить определенное количество крупномеров в качестве компенсации. По состоянию на конец года участок в сквере был огорожен, но строительство так и не было начато – возможно, епархия решила отказаться от возведения храма на этих условиях.

 

Некоторые конфликты разрешились в пользу противников строительства. Например, Общественная муниципальная комиссия Брянска утвердила измененные проекты благоустройства скверов Энергетиков и Пролетарского, исключив из проекта строительство храма в Пролетарском, против чего с 2016 года выступали местные жители. Благоустройство предполагает лишь установку скамеек, фонтана и организацию детской площадки.

В Саратове завершился периодически вспыхивавший с 2003 года конфликт вокруг восстановления Александро-Невского собора, для чего потребовалось бы перенести на другое место стадион «Динамо». Епархия согласилась построить собор не в историческом месте, а на другом участке.Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий (Депутатов) заявил: «Опыт других городов показывает, что далеко не всегда целесообразно восстанавливать разрушенный храм на прежнем месте» [7].

Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло законопроект о включении в перечень зон зеленых насаждений общего пользования участка в парке «Малиновка», против строительства храма в котором местные жители выступали несколько лет. Теперь строительство на этом участке законодательно запрещено, а площадь парка будет увеличена.

А жителям Нижнего Новгорода удалось отстоять сквер на улице Родионова, который предполагалось вырубить ради строительства храма. После обращения противников строительства к губернатору и в прокуратуру епархия сначала согласилась вместо храма построить на этом месте часовню, затем и вовсе отказалась от строительства в этом месте. Власти решили благоустроить сквер.

 

Однако в ряде случаев мнение противников строительства все же было проигнорировано. Так, жители Обнинска не смогли оспорить законность общественных слушаний 2017 года, по результатам которых было принято решение о строительстве храма в честь Александра Невского в Старом городе. Суд признал, что часть голосов против строительства действительно не была учтена, но слушания в любом случае носят лишь рекомендательный характер. Проводить повторные слушания суд счел нецелесообразным. В сентябре состоялась церемония освящения основания храма.

В Ульяновске было начато строительства храма св. Александра Невского в сквере напротив ДК УАЗ, против которого с 2019 выступали местные жители, недовольные вырубкой деревьев. Однако в 2020 году городская дума перевела территорию сквера из категории зеленых насаждений общего пользования в функциональную зону общественных центров с сопутствующей жилой застройкой, а епархия получила разрешение на строительство на этом участке и теперь приступила к строительным работам.

Власти Петрозаводска объявили о строительстве храма на набережной, против чего местные жители выступали также с 2019 года.

 

Как и в предыдущие годы, с протестами при возведении культовых сооружений приходилось сталкиваться не только православным, но и другим религиозным организациям. В большинстве случаев недовольство противников строительства было вызвано теми же причинами: отсутствие общественных слушаний или проведение их с нарушениями, неподходящий выбор места или желание видеть на предназначенном для культового сооружения месте другой объект.

Например, по итогам общественных слушаний в поселке Новопушкинский под Энгельсом Саратовской области власти не согласовали изменение назначения земельных участков на Изумрудной улице с личного подсобного хозяйства на «религиозное использование» для последующего строительства мечети. В поддержку строительства высказалось только три участника слушаний, а более 180 не одобрили идею, опасаясь «нарушения тишины и покоя», и предложили построить мечеть в другом месте, которое бы устроило «всех жителей многочисленных национальностей и вероисповеданий».

В Казани в течение года велись споры о месте строительства большой соборной мечети, обсуждалось три варианта, у каждого из которых находились сторонники и противники. Однако в январе 2022 года президент Татарстана Рустам Минниханов заявил, что место для строительства уже выбрано – на противоположном от кремля берегу Казанки. Это заявление вызвало недовольство горожан: менее чем за месяц петиция против строительства в этом месте набрала почти четыре тысячи подписей. Противники строительства отмечают, что возведение мечети в этом месте потребует намыва и засыпки реки, что ухудшит экологическую обстановку, а также лишит горожан любимого места отдыха. Недовольство выразили и жильцы расположенных поблизости домов, которые покупали квартиры в этом месте в том числе и ради панорамного вида, который закроет мечеть.

Похоже, что в данном случае власти намерены проигнорировать мнение местных жителей. Показательна реакция одного из соавторов проекта мечети «Кул-Шариф» Айвара Саттарова, который заявил: «Надо понимать, что вопрос [sic!] о строительстве храма всегда принимает правитель. Так было во все времена - и до революции, и сейчас: подобные решения принимаются на высшем уровне, а не широкой общественностью. Если учитывать мнение обывателей, то нигде в городе не найдется подходящего места» [8].

Как и раньше, при протестах против строительства мечетей нередко возникают и аргументы ксенофобного толка. Например, в подмосковном Ступине, после того как помещения бывшей воинской части были переданы мусульманской общине под создание исламского центра, противники его появления распространили в городе листовки. В них, в частности, говорилось, что появление исламского центра «может отрицательно влиять на межэтнические конфликты», а также повлечет за собой распространение наркотиков и «введение норм шариата». Протестующих поддержали и некоторые депутаты городского совета, в частности депутат от «Партии роста» Николай Кузнецов и член «Единой России» Борис Дегтярев. Несмотря на это, местные власти призвали горожан сохранять спокойствие и заверили, что исламский центр не ухудшит жизнь города.

Жители Магнитогорска в соцсетях также возмущались выделением участка под строительство мечети на улице Тевосяна. Помимо указания на несоответствие прежнему генеральному плану и нехватку в городе спортивных площадок, школ, детских садов, современного жилья, некоторые пользователи выразили опасение, что «скоро мечетей в нашем городе будет больше, чем церквей», и уверенность, что новая мечеть нужна только «гастарбайтерам», а местным мусульманам хватает одной уже действующей в Магнитогорске.

 

Добавим также, что в Новосибирске Церковь Иисуса Христа святых последних дней обратилась в арбитражный суд с иском к департаменту строительства и архитектуры, чтобы оспорить утверждение градостроительного плана, в соответствии с которым выделенный церкви еще в 2014 году участок был включен в зону озеленения. Это сделало невозможным строительство там культового или административного здания. Однако через месяц иск был отозван, поскольку еще до начала рассмотрения департамент предоставил религиозной организации новый план участка, в котором эти ограничения были сняты.

А власти Перми выдали общине «Хабад любавич» разрешение на строительство еврейского общинного центра, включающего в себя и синагогу. Против появления этого центра несколько лет выступала ксенофобно настроенная группа во главе с неоднократно привлекавшимся к ответственности за возбуждение вражды Романом Юшковым.  

 

Проблемы с использованием уже имеющихся зданий

Как и раньше, религиозные организации периодически сталкивались с проблемами при использовании имеющихся зданий, однако число таких конфликтов, как минимум, не выросло, а возможно, даже несколько сократилось по сравнению с 2020 годом.

В первую очередь это касается протестантских организаций – здесь ситуация выглядит значительно лучше, чем годом ранее, когда мы отмечали череду попыток снести принадлежащие различным протестантским деноминациям молитвенные дома, и многие из этих попыток оказались успешными. В 2021 году нам известно только два конфликта вокруг протестантских зданий. В одном случае, к сожалению, дело тоже закончилось сносом: в Самаре по решению городского департамента градостроительства как незаконная постройка было снесено здание пресвитерианской церкви «Благая весть» в поселке Мехзавод. Причиной послужило то, что здание стояло сразу на двух участках, превышало проектную высоту и не имело предусмотренной проектом кухни. Однако оба участка, которые занимал храм, принадлежали церкви, а выявленные департаментом нарушения религиозная организация устранила: сняла с крыши крест, уменьшив высоту здания, и оборудовала кухню. В защиту церкви выступил межцерковный межконфессиональный совет Самарской области, который обвинил департамент в разжигании межконфессиональной розни.

Другой известный нам конфликт связан с принадлежащим Объединению Церквей евангельских христиан-баптистов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Домом Евангелия. После нескольких лет безуспешных попыток добиться доступа к зданию, окруженному территорией завода «Электроаппарат», религиозная организация обратилась в арбитражный суд Петербурга с иском об установлении сервитута (права ограниченного пользования) на участок, на котором расположено здание.Итог рассмотрения иска нам неизвестен.

Минимум дважды проблемы, связанные с использованием зданий, возникали у мусульманских организаций. В Воронежской области администрация Нижнекарачанского сельского поселения Грибановского района обратилась в суд, добиваясь сноса мусульманского молельного дома как незаконной постройки. Молельный дом, в котором собирается община, был пристроен к частному домовладению. Администрация усмотрела в здании «признаки объекта религиозного культа», возведенного без соответствующего разрешения и перевода земельного участка в другую категорию. В феврале 2021 года суд удовлетворил иск администрации. Община намерена обжаловать это решение и готова изменить внешний вид пристройки.

Администрация подмосковного Троицка также обратилась в суд с иском о сносе жилого дома, используемого мусульманами для проведения богослужений. Этому обращению предшествовала жалоба местных жителей, которые были недовольны тем, что по праздникам к молельному дому «съезжаются куча машин». Однако непосредственным поводом для жалобы стал произошедший в ноябре инцидент в соседних с Троицком Новых Ватутинках, где в возникшей в результате бытового конфликта драке участвовали имеющие российское гражданство уроженцы Азербайджана. После этого жители Троицка провели митинг с требованием «навести порядок на улицах»

У других религиозных организаций тоже время от времени возникали трудности с использованием имеющихся зданий. Продолжился многолетний конфликт вокруг буддийского монастыря«Шедруб Линг» на горе Качканар в Свердловской области. В феврале монахипокинули монастырь, который входит в санитарную зону принадлежащего «Евраз Групп» карьера. С горно-обогатительной компанией была достигнута договоренность о том, что здания монастыря сносить не будут, и у общины останется возможность возвращаться туда еженедельно с пятницы по воскресенье. Однако уже через несколько дней стало известно, что община сомневается в сохранении монастырского комплекса и организовала сбор подписей за его сохранение, поскольку в письменных договоренностях речь идет всего лишь о трехлетнем моратории на разрушение монастырских построек.

Продолжился отъем оставшегося имущества у Свидетелей Иеговы. В Тюмени и Алексине Тульской области суды признали договоры о передаче зданий и земельных участков зарубежным организациям мнимыми и обратили имущество в собственность государства. Прокуратура Прохладного (Кабардино-Балкария) обратилась в суд с аналогичным иском по поводу имущества Свидетелей Иеговы в городе Майский.

Арбитражный суд Красноярского края удовлетворил иск регионального Министерства лесного хозяйства о расторжении договора с общиной Церкви последнего завета о пользовании лесным участком. Истец посчитал, что община нарушила условия договора и использовала участок не только для религиозной деятельности: на участке были построены жилые дома, а территория была захламлена отходами. А Красноярский краевой суд изъял у религиозной организации более 200 участков, признав недействующим генплан, в соответствии с которым ей были переданы участки, относящиеся к лесному фонду.

Время от времени сложности с использованием зданий возникали и у православных. Например, в Томске суд признал самовольной постройкой Никольский храм на Иркутском тракте и обязал епархию снести здание. По данным городской администрации, епархия построила храм на незаконно захваченных участках, а само здание не соответствовало требованиям пожарной безопасности. Нарушение правил пожарной безопасности стало причиной запрета приходу Иверской иконы Божией Матери в Новокузнецке использовать здание часовни.

Однако и немногочисленные известные нам примеры положительных решений, когда бы религиозным организациям удавалось отстоять используемые ими здания, касаются именно православных организаций. Так, в Самаре православному приходу в честь мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии удалось через суд подтвердить право собственности на здание крестильного храма. Православный приход Рождества Пресвятой Богородицы в селе Зубово Белозерского района через суд добился признания права собственности на построенный общиной храм.

Конфликты вокруг передачи имущества религиозным организациям

В большинстве случаев имущество передавалось Русской православной церкви. Например, в Москве в Москве в собственность церкви были переданы храм в усадьбе «Покровское-Стрешнево», которая считается объектом культурного наследия федерального значения и с 1992 года уже используется РПЦ – здесь расположено патриаршее подворье.

Имущество религиозным организациям передавали не только в Москве, но и в регионах. Например, власти Астраханской области передали Русской православной церкви комплекс Благовещенского монастыря, в котором до недавнего времени располагался военкомат, переехавший теперь в другое помещение.

Другим религиозным организациям тоже иногда удавалось получить имущество. Как, например, римско-католической архиепархии Божией Матери, в собственность которой было передано здание храма Петра и Павла в Великом Новгороде, использовавшееся католической общиной с середины 1990-х.

Отметим, что передаваемое не всегда относилось к имуществу религиозного назначения. Так, в Тамбове местной епархии РПЦ в безвозмездное пользование было передано здание бывшей троллейбусной подстанции, которое после проведения капитального ремонта планируется использовать для хозяйственных нужд.

В большинстве случаев передача проходила мирным путем. В случае, если передача затрагивала интересы других организаций, власти старались компенсировать потерю прежним собственникам. Например, власти Кировской области приняли решение передать Вятской епархии 20 помещений в Кирове, для чего потребуется расселить жильцов передаваемых домов и найти помещение спортивной школе «Юность». На это из регионального и федерального бюджетов планируется потратить 11,9 млн рублей.

Иногда религиозным организациям, чтобы получить имущество, на которое они претендовали, приходилось обращаться в суд. В Тамбовской области старообрядческой общине удалось таким образом получить здание бывшей моленной в селе Текино Сампурского района и земельного участка, на которой расположено здание.

Некоторым религиозным организациям не удалось добиться передачи имущества. Так, власти Петербурга отказали Русской евангелической реформатской церкви Москвы в передаче ей здания Голландской церкви на Невском проспекте и евангельской христианской церкви «Осанна», претендовавшей на помещения англиканской церкви на Английской набережной. В обоих случаях власти не усмотрели преемственности религиозных организаций – претендентов с историческими владельцами помещений.

В Смоленске католической общине уже несколько лет не удается добиться передачи здания храма Непорочного зачатия Девы Марии. Здание является памятником архитектуры федерального значения, но ни федеральное Министерство культуры, ни региональные власти не могут найти средства на его реставрацию. При этом власти области отказываются передать здание в пользование католической общине, готовой взять на себя работы по реставрации.

Кировским католикам в очередной раз не удалось обжаловать отказ в передаче занятого областной филармонией здания костела. В мае Арбитражный суд Волго-Вятского округа отказал католическому приходу пресвятого сердца Иисуса в удовлетворении жалобы на решение суда предыдущей инстанции. 

Разрешился ряд начавшихся в прежние годы конфликтов, связанных с передачей Русской православной церкви имущества учреждений культуры и образования. Как правило, конфликты разрешались в пользу церкви.

Арбитражный суд Рязанской области удовлетворил иск Рязанской епархии о признании незаконным отказа городской администрации передать в собственность церкви здание школы № 6 с углубленным изучением французского языка. Решение вызвало протесты горожан, которые провели серию одиночных пикетов против передачи здания школы. Петиция с требованием не передавать здание за две недели собрала более 35 тысяч подписей. Мэрия Рязани обжаловала это решение в 20-й арбитражный апелляционный суд в Туле, однако в феврале 2022 года заявила о готовности сторон заключить мировое соглашение и начала подготовку строительства нового здания школы в центре города.

В Санкт-Петербурге второй этаж Благовещенского храма Александро-Невской лавры, ранее занимаемый Музеем городской скульптуры, был официально передан Русской православной церкви. Музею взамен изъятых предоставили помещения на Невском проспекте.

Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга продолжил подбирать помещения для спортивной школы, здание которой было передано Спасо-Парголовскому приходу, однако школа все это время оставалась в своем прежнем здании.

Власти Пермского края объявили о подготовке строительства нового здания для Пермской галереи, вывод которой из здания преображенского собора оставался предметом общественной дискуссии. В октябре губернатор края Дмитрий Махонин сообщил, что здание для временного размещения галереи уже готово и разработана проектная документация нового музейного комплекса, куда галерея должна перебраться на постоянной основе, и подобран земельный участок. Переезд галереи во временное помещение начался уже в 2022 году.

Новых заметных конфликтов, связанных с передачей имущества, не возникло. В Чите возобновилась дискуссия о передаче епархии Михаило-Архангельском храма, в котором много лет действует Музей декабристов. Губернатор Забайкальского края Александр Осипов публично поддержал идею возобновления богослужений в этом храме. Против этой идеи высказались бывший губернатор Равиль Гениатуллин, представители музейного сообщества, студенты и преподавателиЗабайкальского государственного университета. Противники возможной передачи отметили, что музей будет привлекать гораздо больше туристов, если останется на своем историческом месте, а экспонаты могут не перенести переезда.Когда дискуссия накалилась, Александр Осипов обвинил в раздувании конфликта журналистов и заявил, что передача музейного здания церкви пока не планируется, речь идет лишь о поиске финансирования для реконструкции храма.

А в Невинномысске православная семинария попыталась отсудить у властей здание, в котором располагается православная гимназия. Примечательно, что до 1917 года в этом здании также действовала православная гимназия. Чем закончилось судебное противостояние, нам неизвестно.




Дискриминация по признаку отношения к религии

Уголовное преследование

Продолжились репрессии в отношении Свидетелей Иеговы. Существенно выросло количество приговоров, вынесенных по ранее заведенным уголовным делам по ст.ст. 2822 (организация и участие в деятельности экстремистской организации) и 2823 УК (финансирование экстремистской деятельности). В течение года таких приговоров было вынесено не менее 68 (в 2021 году – 25) в отношении как минимум 105 верующих. 33 из них были приговорены к реальным срокам лишения свободы (от двух до восьми лет), 63 к условным и девять – к штрафам (от 200 тысяч до 850 тысяч рублей).

В качестве одного из самых жестоких приговоров упомянем приговор Свидетелям Иеговы из Хакасии Роману и Валентине Барановским, матери и сыну. В феврале абаканский городской суд признал Романа виновным по ч. 1 ст. 2822 УК (организация деятельности экстремистской организации), а его 70-летнюю мать – по ч. 2 той же статьи (участие в деятельности экстремистской организации). За время следствия пожилая женщина перенесла инсульт и тем не менее была приговорена к двум годам колонии, а ее сын – к шести годам.

По состоянию на конец февраля 2021 года в колониях и СИЗО находилось не менее 83 человек. Всего же, по данным самих Свидетелей Иеговы, с момента запрета централизованной и местных организаций в 2017 году уголовному преследованию к началу 2022 года подверглось уже 597 верующих.

Важным отличием от предыдущих лет стало вынесение первого оправдательного приговора в отношении Свидетеля Иеговы. В ноябре Первореченский районный суд Владивостока оправдал Дмитрия Бармакина, обвинявшегося по ч. 1 ст. 2822. Однако вынесение этого приговора не переломило ситуацию в целом.

В течение года в отношении Свидетелей Иеговы возбуждались новые уголовные дела, хоть и в меньшем, количестве, чем годом ранее [9]. Как и раньше, возбуждение новых дел сопровождалось обысками, в ходе которых совершались многочисленные процессуальные нарушения, а в ряде случаев к верующим было применено насилие. Так, например, в ходе февральских обысков в Москве и Московской области двое верующих были избиты, им связали руки и держали так до конца обыска. Одного из верующих толкнули так, что он упал. В октябре от действий спецназовцев и росгвардейцев пострадали верующие в Иркутске: 31-летнего верующего Анатолия Раздабарова, повалили его на пол, избивали ногами по голове и почкам, поднимали за руки, застегнутые за спиной наручниками, на его жену Грету также надели наручники, а 23-летнего Николая Меринова ударили тяжелым предметом по лицу так, что он потерял сознание, сломали ему зубы, его жену Лилию вытащили из постели за волосы и тоже избили. В Воткинске силовики провели рейды не только по домам верующих, но и по местам их работы.

 

Уголовному преследованию подвергались не только Свидетели Иеговы, но и верующие других религиозных организаций, в основном – представители религиозных меньшинств.

Известно несколько случаев преследования верующих по ч. 1 ст. 239 УК (создание -религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, а равно руководство таким объединением). В Омске дело по этой статье было возбуждено в отношении пастора Церкви евангельских христиан «Новое Творение» Станислава Москвитина, подозреваемого в оказании психологического давления на прихожан. В ходе обысков в рамках этого дела, сотрудники правоохранительных органов сорвали богослужение.

В Рязани дело по той же части той же статьи было заведено в отношении руководительницы группы евангельских христиан Светланы Колышкиной. Группа не входит в состав какой-либо централизованной организации. Обвинение утверждает, что Колышкина причинила моральный вред потерпевшей Г., совершив психологическое насилие, хотя сама Г. о насилии не упоминала и утверждала, что посещала собрания группы добровольно. Этот процесс примечателен также тем, что в отношении Колышкиной и ее религиозного учения были проведены психиатрические экспертизы, основанные на видеозаписях с богослужения. В ноябре суд изменил Колышкиной меру пресечения с домашнего ареста на подписку о невыезде.

В отношении руководителей Церкви последнего завета Сергея Торопа (Виссариона), Вадима Редькина и Владимира Ведерникова, обвиняемых по той же статье с 2020 года, было возбуждено новое уголовное дело - по статьям 111 и 112 УК РФ (умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью).Поводом для возбуждения нового дела стало психологическое насилие, которое они будто бы применяли к своим адептам в 1990-х и начале 2000-х годов и которое приводило к психическим расстройствам.

Добавим, что в феврале находящийся в СИЗО Ведерников пожаловался на пытки: он рассказал своему адвокату, что двое сокамерников пытали его, требуя признаться и начать сотрудничество со следствием. В марте Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае Марк Денисов призвал правоохранительные органы «обеспечить безопасность трех подследственных и защитить их от применения недозволенных методов получения показаний по уголовному делу» и «не дать трансформироваться уголовному преследованию Сергея Торопа, Вадима Редькина и Владимира Ведерникова в притеснения по религиозному признаку пяти тысяч жителей нескольких таежных деревень края» [10].

Ограничение миссионерской деятельности

Количество административных дел по ст. 5.26 КоАП РФ (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) по сравнению с предыдущим годом вновь уменьшилось, однако верующих преследуют за «незаконное» миссионерство по-прежнему активно. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ за первое полугодие 2020 года (данные за второе на момент написания доклада еще не были доступны), было рассмотрено 153 дела по этой статье (за тот же период 2020 года - 201). Наказанию подверглись 92 лица, из них 56 физических, 33 юридических и три должностных (в 2020 – 132, 90, 39 и три соответственно).

По-прежнему чаще всего в качестве наказания за это правонарушение используются штрафы: они были наложены в 89 случаях (в 2020 – в 180), в девяти были вынесены письменные предупреждения. Иногда к основному добавлялось дополнительное наказание: в пяти случаях в этом качестве была назначена конфискация, в одном – административное выдворение из страны [11].

Чаще всего к ответственности за «незаконное» миссионерство привлекали протестантские церкви: по данным Института верховенства права, таких случаев было не менее 116. Мусульмане, которых годом ранее протестанты обошли в этом антирейтинге, привлекались к ответственности не менее 12 раз [12].

Например, в Прохладном (Кабардино-Балкария) в ноябре община адвентистов была оштрафована на 30 тысяч рублей по ч. 3. ст. 5.26 КоАП (осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы с неполной либо заведомо ложной маркировкой). По словам пастора церкви Тимофея Боронина, речь шла о книге «общехристианского направления о физическом и эмоциональном здоровье. Такая литература действительно закупалась христианами-адвентистами седьмого дня, но последние лет десять она не используется». Пастор отметил, что один из свидетелей утверждал, что книги распространялись во вторник и среду, тогда как богослужения в молельном доме проходят исключительно по субботам, а под данное вторым свидетелем описание распространителя литературы не подходит ни один из прихожан.

Вскоре после этого по той же статье за распространение той же книги на шесть тысяч рублей была оштрафована владелица магазина подарков в Прохладном Нина Боронина, хотя книг не было в продаже: продавщица читала их сама и дарила некоторым покупателям.

В Белгороде за раздачу Библий в торговом центре по ч. 4 ст. 5.26 КоАП (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях) на пять тысяч рублей был оштрафован не принадлежащий ни к одной религиозной организации баптист А. Шеремет, являющийся инвалидом III группы.Его друзья организовали в торговом центре «Спутник» выставку религиозной литературы, а сам он рассказывал желающим о Библии и дарил эту книгу.

В Обнинске по той же статье на ту же сумму был оштрафован служитель церкви евангельских христиан-баптистов Виталий Глебов. Заведению административного дела на него предшествовало присутствие незнакомых людей проводимом им собрании по изучению Библии, после чего с визитом к Глебову пришел сотрудник ФСБ.

Несколько раз за незаконное миссионерство привлекались к ответственности зарубежные верующие. Так, например, в Брянске по ч. 5 ст. 5. 26 КоАП РФ (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, совершенное иностранным гражданином) на 30 тысяч рублей был оштрафован гражданин Белоруссии, член церкви ХВЕ Дмитрий Оковитов, а в Кабардино-Балкарии на ту же сумму и по той же статье – пастор-баптист Павел Геращенко, гражданин Украины.Гражданин США К. Шеферд в Астрахани также был признан виновным по той же статье, но, помимо аналогичного штрафа, суд назначил ему выдворение из страны. А гражданка Великобритании, член общества евангельских христиан-баптистов, занимавшаяся подготовкой международной конференции евангельских христиан в Республике Алтай, в марте была оштрафована по ч. 1.1 ст. 18.2 КоАП (нарушение иностранным гражданином правил временного пребывания) и выдворена из России.

Бывший муфтий Ингушетии Иса Хамхоев в течение года был трижды оштрафован по ч. 4 ст. 5.26 КоАП за проповедь в мечети города Сунжи, поскольку он не является уже руководителем или официальным имамом зарегистрированной религиозной организации и при этом не имеет разрешения на ведение миссионерской деятельности. В одном случае от уплаты штрафа он был освобожден в связи с истечением срока давности.

Наказанию за «незаконное» миссионерство подвергались и представители других религиозных организаций. Так, в Евпатории по ч. 3. ст. 5.26 КоАП была оштрафована синагога мессианских иудеев «Хава Нагила», поскольку на видеозаписях, распространяемых общиной в интернете, отсутствует маркировка с официальным полным наименованием организации. Сумма штрафа составила 30 тысяч рублей.

В Ростовской области к ответственности за незаконное миссионерство был привлечен руководитель общины староверов-инглиингов. Организованные им на берегу Дона языческие гуляния с хороводами, костром и прославлением Перуна стали поводом для штрафа в семь тысяч рублей по ч. 4 ст. 5.26 КоАП.

Отметим, что нередко верующие за деятельность за пределами культового здания привлекались к ответственности и по другим административным статьям. Например, в Чите была задержана группа танцевавших на улице кришнаитов. На них были заведены дела по ст. 20.6.1 КоАП (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения). А в Ставрополе трое мусульман были признаны виновными по ч. 2 ст. 20.2 КоАП (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия) за организацию в банкетном зале молитвенного собрания «с проведением проповедей ученных–богословов и исполнением религиозных песнопений (нашидов)».

 

Признание деятельности религиозных организаций нежелательной

Угрожающей новостью стало включение ряда религиозных организаций в перечень тех, чья деятельность признана нежелательной на территории России. 23 августа Генеральная прокуратура РФ признала нежелательной деятельность в России четырех религиозных организаций церкви «Новое поколение», базирующихся в Латвии и Украине: международного христианского движения «Новое поколение» (Латвийская Республика), Evangelisko kristiesu baznica Jauna Paaudze (Евангельская христианская церковь «Новое Поколение», Латвийская Республика), Духовне Управління Євангельських Християн Української Християнської Церкви «Нове Покоління» (Духовное управление евангельских христиан Украинской христианской церкви «Новое Поколение», Украина), Духовний Навчальний Заклад Міжнародний Біблійний Коледж «Нове Покоління» (Духовное учебное заведение «Международный библейский колледж "Новое Поколение"», Украина).

24 сентября 2021 года Генпрокуратура признала нежелательной деятельность в России двух американских организаций Церкви саентологии: «Всемирного института саентологических предприятий» (World Institute of Scientology Enterprises International, США) и «Церкви духовной технологии» (Church of Spiritual Technology, L. Ron Hubbard Library, США).

По мнению Генпрокуратуры, деятельность всех этих организаций представляет угрозу основам конституционного строя и безопасности РФ, однако в чем заключается эта угроза, не расшифровывается. Признание деятельности какой-либо организации нежелательной означает, что эта организация не сможет создавать на территории России свои подразделения и должна прекратить деятельность уже существующих, а любое сотрудничество с ней становится административным правонарушением, а в некоторых случаях – и уголовным преступлением.

Включение в список нежелательных зарубежных организаций «Нового поколения» уже имело практические последствия. В декабре вооруженные сотрудники ФСБ, Центра «Э» и прокуратуры ворвались на проходившую в подмосковном Раменском конференцию с участием протестантских священнослужителей, среди которых были и представители российских церквей «Нового поколения». Участников конференции, в том числе женщин, уложили на пол, музыканта группы прославления избили. Вооруженные силовики ворвались также в помещение, где находились дети. Более чем на 60 человек составили протоколы по ст. 20.33 (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности). Примечательно, что в качестве организатора конференции в протоколах было указано Международное движение христианских церквей «Новое поколение», тогда как в действительности организатором выступила российская организация - Централизованная религиозная организация христиан веры евангельской (пятидесятников) «Новое поколение».

Кроме того, в декабре гражданину Украины, проживавшему в Краснодарском крае с 2019 года, отказали в предоставлении вида на жительство, поскольку, по данным УФСБ, он принадлежит к церкви «Новое поколение»и «активно распространяет идеи» этой церкви. Сам верующий отрицает связь с «Новым поколением» и утверждает, что принадлежит к религиозной группе евангельских христиан, входящей в один из российских протестантских союзов.

Представители Церкви саентологии пока не ощутили на себе последствий включения зарубежных организаций этой церкви в число нежелательных.

Другие формы дискриминации

Нам известен один случай ликвидации религиозной организации: в Кургане был ликвидирован православный приход в честь Святой Троицы, который не входил в юрисдикцию Московского патриархата. Настоятелем прихода был архиепископ Варух (Тищенков), сменивший несколько православных юрисдикций, а затем перешедший «на независимое положение». Курганский областной суд, а вслед за ним и апелляционная инстанция пришли к выводу, что религиозная организация вводила в заблуждение православных верующих относительно своей церковной юрисдикции и тем посягала на их конституционную свободу вероисповедания.

 

Продолжилось, хоть и в меньшем масштабе, давление на духовные учебные заведения. Роскомнадзор аннулировал лицензию на образовательную деятельность Теологического института Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии, расположенного в деревне Колбино под Санкт-Петербургом. Кроме того, было приостановлено действие лицензии Теологической семинарии Евангелическо-лютеранской церкви в селе Новосаратовка Всеволожского района. 

А в конце сентября, еще до вступления в силу упоминавшихся выше поправок в закон «О свободе совести и религиозных объединениях», департамент национальной политики и межрегиональных связей города Москвы разослал религиозным организациям письмо с просьбой предоставить данные о священнослужителях и сотрудниках религиозных организаций, прошедших обучение за рубежом. Хотя в законе не указано, какой именно государственный орган уполномочен запрашивать такие сведения.

 

Как и в предыдущие годы, наблюдались факты полицейского вмешательства в деятельность мусульманских организаций. В марте в ходе проверки мечети на Басовской улице в Москве сотрудники полиции заблокировали выход из мечети и несколько часов не выпускали собравшихся, проверяя документы и личные вещи. В августе в нескольких мечетях Москвы и Подмосковья сотрудники правоохранительных органов устроили масштабную проверку документов у собравшихся на пятничную молитву. Около московской соборной мечети документы собравшихся на молитву проверяли бойцы ОМОНа. В Котельниках было задержано и доставлено в ОВД 140 человек. Если граждан России отпустили сразу же после проверки документов, то иностранных граждан – только после сбора ДНК.

Действия полицейских вызвала возмущение среди верующих, многие мусульманские деятели выразили недовольство такой формой проведения проверки. Возможно, это побудило руководство ответственных за проведение таких акций силовых структур изменить поведение: в ходе последовавшей за инцидентом в Котельниках очередной проверки в подмосковной Коломне срыва богослужения и необоснованных задержаний уже не было. Председатель общины «Фатиха» Идрис Хатиков охарактеризовали действия сотрудников правоохранительных органов как пример деликатности. По его словам, проверка прошла по окончании богослужения и после того, как председатель общины дал свое согласие на ее проведение.

 

В октябре заключенные ИК № 2 в Курганской области пожаловались на сотрудников колонии. По словам заключенных, в августе сотрудники колонии изымали у них религиозные принадлежности, в частности, бросили на пол Коран и топтались по нему.

 

Как и в предыдущие годы, имела место и негосударственная дискриминация. Известные нам немногочисленные примеры такой дискриминации касались мусульман. В июле жительница московского района Хамовники прогнала с детской площадки совершавшего намаз мусульманина. Она потребовала не совершать «религиозный обряд», поскольку «в нашей стране это не приветствуется». За верующего заступился прохожий.

В ноябре пассажир московского метро привлек внимание к совершавшему намаз в переходе мусульманину: стал снимать молившегося на телефон и требовать реакции полицейских. Однако сотрудники полиции сказали, что не запрещено правилами пользования метрополитеном, и в действиях верующего ничего незаконного нет.

Положительные решения

В некоторых случаях религиозным организациям и верующим удавалось отстоять свои права, в том числе и в суде.

Несколько раз верующим удавалось оспорить привлечение к ответственности за «незаконное» миссионерство. Например, в апреле Узловской городской суд Тульской области отменил решение мирового суда, оштрафовавшего по ч. 4 ст. 5.26 КоАП двух членов Церкви адвентистов седьмого дня, пресвитера Сергея Руднева и его помощницу Жанну Кузину, на пять тысяч рублей каждого. А в феврале дело в отношении пастора этой церкви Вадима Желика, обвинявшегося по ч. 3 той же статьи, было прекращено.

В Ульяновске мировой суд не усмотрел в действиях обвинявшегося по ч. 4 ст. 5.26 КоАП верующего одной из евангельских церквей состава правонарушения и прекратил дело.

В Архангельске мировой суд в связи с отсутствием правонарушения прекратил производство по ч. 2 ст. 20.35 КоАП (нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций) в отношении Церкви христиан адвентистов седьмого дня. Поводом для возбуждения дела стал инцидент с подброшенным в церковь 22 мая муляжом взрывного устройства.

Московской богословской семинарии евангельских христиан-баптистов, которая годом ранее по требованию Рособрнадзора была лишена лицензии на образовательную деятельность, удалось получить новую лицензию.

 

Некоторым организациям удалось добиться положительного решения в Европейском суде по правам человека. Так, в сентябре ЕСПЧ вынес решение по делу члена Саентологической церкви Владимира Куропятника, оспаривавшего незаконное задержание в 2010 году и внесение его имени в базу данных «Сторожевой контроль» для отслеживания лиц, предположительно причастных к экстремистской деятельности. Суд обязал Российскую Федерацию выплатить заявителю пять тысяч евро за моральный ущерб, причиненный незаконными задержаниями и внесением в базу данных возможных экстремистов, и три тысячи евро в качестве компенсации судебных издержек.

В декабре ЕСПЧ удовлетворил жалобу Центра обществ сознания Кришны в России и адвоката Михаила Фролова на неспособность российских властей защитить кришнаитов от диффамации, в частности, на организованный властями Ульяновска в 2008 году проект «Осторожно - секты!», в ходе которого распространялась «антисектантская» брошюра, и на запрет московскими властями уличной акции кришнаитов. Суд постановил взыскать с Российской Федерации по 7500 евро в пользу каждого из заявителей в качестве компенсации морального ущерба.

Кроме того, ЕСПЧ коммуницировал жалобу петербургских саентологов, обвиняемых по целому ряду уголовных статей, на избранную им меру пресечения: Сахибу Алиеву и Анастасии Терентьевой – запрет определенных действий, Галине Шуриновой и Констанции Есаулковой – подписка о невыезде, Ивану Мацицкому - содержание под стражей.




Защита чувств верующих

Защита сверху

По сравнению с предыдущим годом значительно возросло количество обвинительных приговоров, вынесенных по частям 1 и 2 ст. 148 УК (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих): нам известно восемь приговоров по этой статье (в 2020 году – один).

Самый строгий приговор по этой статье – по 10 месяцев колонии – был вынесен блогеру Руслану Бобиеву и его подруге Анастасии Чистовой, опубликовавшим видеоролик с имитацией орального секса на фоне храма Василия Блаженного, при этом девушка была в куртке с надписью «полиция».

В остальных случаях осужденным по этой статье назначались либо штрафы, либо обязательные работы. Так, житель Орловской области Алексей Савков был оштрафован на 75 тысяч рублей за публикацию во «ВКонтакте» оскорбительного комментария о Благовещении. Житель Пензы Игорь Гладков был оштрафован на 20 тысяч рублей за комментарии и посты, в которых сравнил нательный крест с «орудием убийства», негативно отозвался о церкви, священнослужителях и верующих. Житель Пензенской области Павел Пищулин был приговорен к 180 часам обязательных работ за ряд негативных высказываний в адрес христианства и церкви. Жителю Читы Виталию Мирошникову суд назначил 120 часов обязательных работ за опубликованный в соцсети видеоролик, в котором он сам прикуривает от церковной свечи. Все упомянутые приговоры мы считаем неправомерными.

Помимо этого, по той же статье были осуждены военнослужащие Балтийского флота Расул Сайханов и Джамалдин Магомедов, «омывшие ноги» в святом источнике, они были приговорены к штрафам в размере 100 тысяч и 200 тысяч рублей соответственно. 18-летней жительнице Архангельской области и 16-летней жительнице поселка Умба Мурманской области, которые годом ранее сделали оскорбительные надписи на православном храме и испортили икону, были назначены штраф в 15 тысяч рублей и предупреждение и передача под надзор законного представителя соответственно.

Еще в одном случае приговор был вынесен по ст. 148 в сочетании с другими обвинениями. Житель Череповца был приговорен к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в два года по ч. 1 ст. 148 и ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием СМИ и Интернета).

Оскорбление религиозных чувств преследовалось и в административном порядке. Двое жителей Тульской области по ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики) были оштрафованы на 30 тысяч рублей каждый за карикатурные изображения икон.

В течение года было возбуждено несколько новых дел по ст. 148 УК. Одно из этих дел было возбуждено в отношении жителя Бурятии, который, находясь в состоянии алкогольного опьянения, залез на крышу собора и там помочился. Остальные дела (не менее четырех) были возбуждены за публикации фото- и видеоматериалов, на которых люди были изображены в неподобающем, по мнению представителей правоохранительных органов, виде на фоне религиозных объектов. Инициаторами возбуждения дел становились сами правоохранительные органы: жалоб верующих, которые сочли себя оскорбленными этими публикациями, как правило, не поступало.

Примечательно, что усилившееся преследование за подобные правонарушения в уголовном порядке показалось избыточным даже представителям религиозных организаций. Например, руководитель сектора коммуникаций Санкт-Петербургской епархии РПЦ Наталья Родоманова, комментируя эпатажную фотографию двух молодых людей на фоне Спаса на Крови с приспущенными брюками и трусами, сообщила, что епархия не собирается реагировать: «На каждую выходку блогера не хватит вообще реагирования. Это как-то не очень умно на самом деле» [13].

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе, комментируя одно из новых дел, сказал, что видит задачу ст. 148 УК «не в том, чтобы как можно больше людей получили обвинительные сроки, а чтобы как можно меньше людей пыталось сеять рознь в нашем обществе по религиозным признакам [14].

Добавим, что заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Олег Смолин предложил радикально реформировать состав частей 1 и 2 ст.148. Во-первых, он считает, что качестве наказания за намеренные оскорбления религиозных чувств достаточно будет общественных работ. Во-вторых, по его мнению, ненормальна ситуация, при которой «по Конституции у нас верующие и атеисты равны. Но по закону получается, что оскорбить можно только чувства верующих». Смолин полагает, что «оскорбить чувства верующих можно только в храме, либо там, где совершаются другие обрядовые действия» [15].

 

Отметим еще несколько примеров защиты религиозных чувств «сверху». Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга удовлетворил иск прокуратуры Адмиралтейского района города в защиту неопределенного круга лиц и запретил распространение на территории России опубликованное на YouTube видео, котором музыкант Мэрилин Мэнсон вырывает страницы из Библии. Прокуратура, а вслед за ней и суд расценили действия певца как умышленное оскорбление религиозных чувств верующих и выражение «явного неуважения к обществу».

Председатель комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов обратился в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку видеоклипа «Новая волна» Моргенштерна и DJ Smash на предмет наличия признаков оскорбления религиозных чувств. Оскорбление Гаврилов усмотрел в том, что клип был опубликован в канун Пасхи по григорианскому календарю, участники используют костюмы, «стилизованные под католические сутаны», а действие клипа разворачивается в здании, похожем на костел.

 

Стоит также упомянуть коммерческий спор, в котором в котором использовалась тема оскорбления религиозных чувств. Две винные компании, ООО «Винный стиль» и ООО «Александровы погреба», поспорили о праве на товарный знак «SAINT VINCENT». «Винному стилю» удалось лишить конкурента права на товарный знак, убедив суд в том, что использование в названии имени святого оскорбляет чувства верующих. Как и в описанных выше случаях, в процессе не были приведены мнения верующих, которых бы оскорбило использование этого названия для алкогольной продукции. Не усмотрели признаков оскорбления религиозных чувств и привлеченные к процессу известные религиоведы и социологи. Однако руководитель Правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега), выступившая на стороне «Винного стиля», заявила, что позиция церкви «заключается не в том, что вино, названное в честь святого, может кого-то оскорблять, а в том, что нельзя делать из имени святого объект коммерческого оборота» [16]. При этом выигравшая спор компания сама не отказалась от реализации упомянутого вина.

Защита снизу

В отличие от защитников «сверху», общественные защитники религиозных чувств в течение года были малоактивны, несмотря на ослабление карантинных ограничений. Время от времени они публично выражали недовольство тем или иным явлением в общественной или культурной жизни, однако, как и годом ранее, не прибегали к силовым методам.

Единственным известным нам исключением стал мелкий инцидент в Петербурге: в августе, во время автограф-сессии журналиста Александра Невзорова в отеле «Гельвеция» один из подошедших за автографом дал журналисту пощечину со словами «хватит веру православную оскорблять». Охранник оттащил нападавшего и передал вызванным сотрудникам Рогвардии. Сам Невзоров не стал писать заявление в полицию и попросил отпустить задержанного. Автограф-сессия после инцидента продолжилась.

Все прочие известные нам публичные протесты против оскорбления религиозных чувств выражали православные. Как правило, жаловавшиеся на оскорбление религиозных чувств взывали к различным властным инстанциям. Так, например, житель Красноярска пожаловался в полицию на перформанс, который 2 мая, в день Пасхи, устроила местная художница Мария Гасанова: она опубликовала в своем Инстаграме серию фотографий, где человек в белых одеждах общается с прохожими на набережной Енисея и раздает им фрукты. Заявитель счел эту художественную акцию попыткой «пародировать Господа». Правда, он оговорился, что не желает, чтобы авторы и участники перформанса получили срок: по его мнению, они были «должны покаяться, получить какой-то урок, может быть, поработать на строительстве храма».

Примечательна реакция на этот инцидент митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона (Кутового). По его словам, акция была кощунственной, а ее авторами двигало желание «попиариться». Однако необходимости настаивать на проведении «какого-то показательного процесса» не увидел, поскольку и «вопросы относительно мотивов того, кто пожаловался, тоже есть».

Организация «Сорок сороков» обратилась в СК РФ с просьбой возбудить уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК в отношении руководителя штаба Навального в Нижнем Новгороде Марии Чистяковой.Поводом послужил опубликованный ею пост с изображением Богородицы на трусах, который авторы заявления сочли «непочтительными действиями в отношении Бога и святынь». Аргументируя свою точку зрения, заявители сослались на церковные документы, а также на поправки к Конституции, в которых упомянуты переданные предками «идеалы и вера в Бога».

В некоторых случаях властные инстанции принимали сторону жалобщиков. Так, например, Министерство культуры РФ в ответ на жалобу тех же «Сорок сороков», посчитавших оскорбительным фрагмент фильма Пола Верховена «Искушение», отказало в выдаче разрешения на прокат этого фильма в России. Оскорбительной православные сочли сцену, в которой из статуи Богоматери изготавливали фаллоимитатор.

В Петербурге был отменен концерт, на котором должны были прозвучать 10 поэм Шостаковича на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX века. Концерт должен был состояться в храме Спаса на Крови в рамках фестиваля «Площадь искусств». Официально концерт был отменен «по техническим причинам», однако отмене предшествовал ряд публикаций, в том числе на телеканале «Царьград», авторы которых обращались к «русским православным людям, монархистам, консерваторам, традиционалистам» с призывом не допустить «этого безобразия», поскольку «в храме может исполняться только церковная музыка».

А в Москве по ч. 1 ст. 6.17 КоАП РФ (нарушение установленных требований распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию) были оштрафованы компания «Ротекс» – организатор просветительской выставки немецкого патологоанатома Гюнтера фон Хагенса «Мир Тела» (Body Worlds) – и ее генеральный директор Дмитрий Проценко. Проверке, возбуждению дела и суду предшествовал протест против проведения этой выставки ряда общественных организаций, включая Русскую православную церковь и «Коммунистов России». Однако представители церкви тогда предпочли не сводить протест к оскорблению религиозных чувств, подчеркивая, что реакция на это событие «выходит за рамки чувств верующих или неверующих людей и лежит, скорее, в культурной плоскости». По словам председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимира Легойды, «посмертное обращение с человеческим телом не может быть предметом исключительно коммерческого договора», а «обучение медиков, спасающих жизни, не равно развлечению скучающей публики созерцанием трупов» [17].




Недостаточность защиты от нападений и диффамации

Насилие и вандализм

Акты религиозно мотивированного насилия, как и годом ранее, нам неизвестны. Хотя, конечно. В каких-то случаях мы просто можем не иметь информации о мотиве преступления. Стоит, например, упомянуть взрыв на территории Введенского Владычного женского монастыря в Серпухове, который устроил бывший воспитанник действующей при монастыре гимназии Владислав Струженков. Следствие полагает, что у него мог быть конфликт с другими воспитанниками и преподавателями. Против него возбуждено дело по ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 105 (покушение на убийство) и ст. 223.1 УК РФ (незаконный оборот взрывчатых веществ). Сам Струженков заключен под стражу.

Уровень религиозно мотивированного вандализма еще снизился по сравнению с предыдущим годом: нам известны 12 таких случаев против 18 в 2020 году.

Чаще других атаке вандалов подвергались православные объекты – не менее чем в четырех случаях (годом ранее – не менее восьми). Как минимум два из этих случаев были вызваны конфликтами с местным населением. В Петербурге, как упоминалось выше, неизвестные подожгли бытовку на месте строительства храма в поселке Металлострой.

В Татарстане же был спилен крест на одном из захоронений кладбища в селе Актаныш Актанышского района.При этом родственница усопшего, рассказавшая об акте вандализма в местных пабликах, получила массу ксенофобных комментариев, а местные власти уговаривали ее не восстанавливать крест, ссылаясь на мнение главы администрации района. Конфликт получил широкий общественный резонанс и вынудил светских и духовных руководителей республики вмешаться. Президент Татарстана Рустам Минниханов вынес строгое предупреждение главе района Энгелю Фаттахову и потребовал обеспечить работы по восстановлению могилы с учетом пожеланий семьи усопшего. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин поручил местным имамам провести с прихожанами беседы о необходимости соблюдения прав верующих при погребении, независимо от их вероисповедания. Заместитель главы районной администрации Райхан Галимянова подала в отставку.

Еще в двух случаях вандалы нанесли на православные объекты граффити. В поселке Бронница Новгородской области на стене недействующего разрушающегося храма была нарисована свастика, а в селе Богдановка Самарcкой области, помимо нанесения на часовню и источник надписей «смерть урусам» и «аллах акбар», злоумышленники залили в источник и в купель солярку.

Столько же, не менее четырех актов вандализма было совершено и по отношению к языческим объектам. Капище в Битцевском парке Москвы подвергалось атаке вандалов в течение года минимум дважды: в июне житель Москвы Илья Шуликов на своей странице во «ВКонтакте» сообщил, что облил это капище мочой. На фотографии юноша изображен в майке с имперским триколором и надписью «Russian Lives Matter». В августе вандалы разрисовали это капище краской и оставили оскорбительные надписи. Община не исключает причастность к этому акту вандализма того же Шуликова.

На жертвенном камне в Калуге вандалы изобразили православный крест. Это капище также раньше становилось объектом нападения – в 2020 году. А в Великом Новгороде неизвестные пытались сжечь идол Велеса.

Минимум трижды от рук вандалов страдали еврейские объекты. В Волгограде и Пушкине были осквернены мемориалы жертвам Холокоста: в Пушкине вандалы написали на нём аббревиатуру «ЭНО» (ультраправая группировка «Этническое национальное объединение») и лозунг, призывающий к насилию, а в Волгограде нанесли оскорбительные антисемитские надписи и нацистские символы. В обоих случаях предполагаемые вандалы были задержаны, ведется расследование. А в Москве в день рождения Гитлера, 20 апреля, была подожжена синагога «Шамир», годом ранее уже подвергавшаяся атаке вандалов. Помимо этого, вандалы нарисовали на стене здания свастику. Никто не пострадал, ущерб зданию оценивается в 100 тысяч рублей.

Еще один известный нам акт вандализма был направлен против протестантского объекта: житель села Тэгда в Бурятии, находясь в состоянии алкогольного опьянения, поджег здание церкви христиан веры евангельской «Христа Спасителя». Против него возбуждено дело по ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение или порча чужого имущества путем поджога).

 

Диффамация религиозных меньшинств

Вероятно, количество диффамационных по отношению к религиозным меньшинствам публикаций в официальных СМИ сократилось, однако такие публикации все-таки были, в том числе и на федеральных каналах.

Объектами нападок, как и раньше, нередко становились саентологи. В декабре телеканал НТВ выпустил в эфир фильм «Бизнес-секта», посвященный Саентологической церкви. Фильм, как и многие подобные материалы, имеет «антисектантскую» направленность, разоблачает «разрушительный характер идей Хаббарда» и «руководящий состав» организации, в котором, по словам авторов фильма, «сплошь уголовники и бандиты».

Другой федеральный канал, «Рен ТВ», в июньском сюжете о хищениях при строительстве дорог упомянул саентологов в негативном контексте: недобросовестного, как следовало из сюжета, руководителя крупной дорожностроительной компании «ДСК Автобан» Алексея Андреева обвинили в связях с Саентологической церковью и в том, что он «мог быть крупнейшим спонсором сектантов». В качестве эксперта был традиционно привлечен «сектовед» Александр Дворкин.

Появлялись диффамационные материалы и о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней. В конце февраля – начале марта в ходе программы «Вечер с Владимиром Соловьевым» на телеканале «Россия 1» политолог Сергей Кургинян заявил, что российская власть занимается «расстановкой мормонов» в органы власти стратегически важных регионов, в частности, в администрацию Южной Осетии. Гость программы повторил популярный среди борцов с «сектами» тезис о связи мормонов с ЦРУ. 



[1] Наша работа по подготовке этого доклада поддерживалась посольством Королевства Нидерланды. 30 декабря 2016 г. РОО Центр «Сова» была принудительно внесена Минюстом в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Мы не согласны с этим решением и обжалуем его. Автор доклада – один из учредителей Центра «Сова».
[2] Сибирёва О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2020 году // Центр «Сова». 2020. 31 марта. (https://www.sova-center.ru/religion/publications/2021/03/d43946/)
[3] См.: Кравченко Мария. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2021 году // Центр «Сова». 2022. 24 февраля. (https://www.sova-center.ru/misuse/publications/2022/02/d45847/)
[4] Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации. 2021. 2 июля. (http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107030001)
[5] См.: Кравченко Мария. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2021 году.
[6] Астраханцы подписывают петицию против строительства храма Александра Невского // Астраханьfm. 2021. 15 сентября. (https://astrakhanfm.ru/obshhestvo/72110-astrahancy-podpisyvajut-peticiju-protiv-stroitelstva-hrama-aleksandra-nevskogo.htm)
[7]Митрополия пошла на компромисс // Коммерсантъ – Средняя Волга. 2021. 6 октября. (https://www.kommersant.ru/doc/5018767)
[8]Юхновская О. «Это место совсем негодное»: архитектор Кул Шарифа выступил против строительства соборной мечети у «чаши» // Вечерняя Казань. 2022. 19 января. (https://www.evening-kazan.ru/articles/eto-mesto-sovsem-negodnoe-arhitektor-kul-sharif-vystupil-protiv-stroitelstva-sobornoy-mecheti-u-chashi.html)
[9] Более подробно о преследованиях Свидетелей Иеговы см.: Кравченко М. Неправомерное применение…
[10] Красноярский омбудсмен призвал не притеснять членов общины Виссариона по религиозному признаку // Коммерсант. ру. 2021. 18 марта. (https://www.kommersant.ru/doc/4731955)
[11] Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2021 года // Сайт Судебного департамента при Верховном суде РФ. 2021. 18 октября. (http://cdep.ru/index.php?id=79&item=5896)
[12] Доклад Института верховенства права: право на свободу мысли, совести и религии в 2020-2021 годах // ИАЦ «Сова». 2022. 2 февраля (https://www.sova-center.ru/religion/publications/2022/02/d45733/)
[13] Петербургская епархия решила не замечать фото без штанов на фоне храма // Ридус. 2021. 19 ноября. (https://www.ridus.ru/news/366748).
[14] Фото в стрингах загнали РПЦ в ловушку? // Росбалт. 2021. 6 ноября. (https://www.rosbalt.ru/moscow/2021/11/06/1929684.html)
[15] В Госдуме призвали убрать из Уголовного кодекса статью об оскорблении чувств верующих // Говорит Москва. 2021. 2 ноября. (https://govoritmoskva.ru/news/293357/)
[16] К. Чернега. Спор виноделов и чувства верующих // Аргументы и факты. 2022. 15 февраля. (https://aif.ru/society/religion/spor_vinodelov_i_chuvstva_veruyushchih)
[17] В РПЦ назвали выставку "Мир тела" шок-контентом // РИА Новости. 2021. 13 марта. (https://ria.ru/20210313/vystavka-1601071544.html)