Итоговый документ Всероссийского форума «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации»

16-17 октября 2018 года в Общественной палате РФ в Москве состоялся Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации». В декабре был опубликован итоговый документ этого форума. Приводим текст рекомендаций полностью.

В области законодательства

1.      Ряд положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не отвечает требованиям, предъявляемым к правовым нормам, а именно определенности, ясности, недвусмысленности и их согласованности в системе действующего правового регулирования, что влечет за собой противоречивую правоприменительную практику. Предлагается внести изменения в ряд положений закона, а именно:

·         Уточнить понятие миссионерской деятельности с тем, чтобы разграничить миссионерскую деятельность религиозных объединений и распространение гражданами своих личных религиозных убеждений.

·         Уточнить требования к маркировке литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, распространяемых религиозными организациями в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности.

·         Регламентировать порядок создания религиозной группы, установив в законе момент и условия, при которых религиозная группа может считаться созданной.

2.      Устранить имеющееся противоречие между пунктом 3.2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ и положениями Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» в части запрета на перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности.

3.      Внести изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности":

·        Уточнить понятие «религиозное превосходство» как действий или призывов, направленных на умаление прав граждан по причине их принадлежности к определённой религии.

·        Уточнить понятие «экстремистской деятельности», как действий, связанных исключительно с применением насилия или призывами к его применению.

·        Исключить из федерального закона институт признания материалов экстремистскими, а также их включение в федеральный список экстремистских материалов.

4.      Внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", кодифицировав законодательство, регламентирующее образовательную деятельность духовных образовательных организаций, а также установить, что духовные образовательные организации, созданные централизованными религиозными организациями, являются отдельным типом образовательных организаций.

5.      Внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", установив, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда священнослужителей и иного религиозного персонала религиозных организаций.

6.      В Государственной Думе Федерального собрания РФ находится на рассмотрении Проект Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", который предусматривает рискоориентированный подход при проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц. Законодательный акт предполагает, что проверяющим органам будет позволено оценивать риск неисполнения юридическими лицами требований законодательства, присваивая им класс опасности, в зависимости от которого будут определяться частота проведения проверок и порядок их проведения. Проект подготовлен без учета специфики и особенностей деятельности религиозных организаций. Рекомендовать отклонить законопроект в данном виде.

7.      В соответствии с Постановлением Правительства РФ №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей», органы государственной власти субъектов федерации относят места проведения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний к местам массового пребывания людей даже в том случае, если эти помещения наполняются людьми в установленном этим постановлением количестве только несколько раз в год. Рекомендовать внести в указанное постановление изменения с учетом деятельности специфики и особенностей деятельности религиозных организаций.

В области правоприменения

1. Обратиться в Верховный Суд РФ с предложением обобщить судебную практику по делам, связанным с реализацией конституционного права на свободу совести и деятельностью религиозных объединений. Рекомендовать при этом обратить особое внимание на судебную практику по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьямиКодекса РФ об административных правонарушениях:

·         5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» - маркировка литературы и иных материалов; указание полного наименования религиозными организациями при осуществлении деятельности; миссионерская деятельность;

·         8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» - использование земельных участков под зданиями и сооружениями, в которых разрешено беспрепятственное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

·         19.7 «Непредставление сведений (информации)» - в части привлечения к ответственности за не подачу уведомления о создании религиозной группы при осуществлении гражданами коллективного исповедания веры без создания религиозного объединения;

·         18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации» - в части возможности реализации иностранными гражданами права на свободу вероисповедания вне зависимости от цели въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания.

2.      В целях повышения квалификации, уровня специализированных знаний сотрудников МВД, Прокуратуры РФ, СК РФ.

·         Просить Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ направить в регионы памятку, изданную Советом.

·         Возобновить обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих на Кафедре государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС.

·         Рекомендовать специализированным ВУЗам, осуществляющим подготовку кадров для правоохранительных органов включить в учебную программу курс «Юридическое религиоведение».

3.      В целях обеспечения объективности и повышения уровня проведения религиоведческой экспертизы:

·        Предложить Министерству юстиции РФ создать реестр экспертов-религиоведов, рекомендуемых для привлечения к проведению религиоведческой экспертизы, а также определить критерии включения в данный реестр.

·         Создать механизм правовой защиты экспертов.

В области образовательной деятельности религиозных объединений

·          Необходимо создать Консультативный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам духовных образовательных организаций.

·          Рекомендовать Рособрнадзору, при осуществлении проверок привлекать в качестве экспертов специалистов именно в области духовных образовательных организаций.

Иные вопросы государственно-религиозных отношений

1. Разработать и принять концепцию государственно-конфессиональных (религиозных) отношений на федеральном уровне.

2. Актуализировать взаимодействие с религиозными организациям по гармонизации государственно-религиозных отношений и, в частности, не перекладывая это взаимодействие на правоохранительные структуры. 

3.      Конкретизировать механизмы взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями на региональном уровне, в том числе по созданию советов по взаимодействию.

4.      Развивать добровольчество (волонтерство), в частности:

·         регламентировать деятельность реабилитационных центров.

·   применять санитарные нормы (СанПИН) к мероприятиям, проводимым религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями (требования к базам отдыха, трапезным и т.п.).

·   Рекомендовать чиновникам и СМИ использовать терминологию, содержащуюся в законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях, избегая использования уничижительных слов и понятий.

Ссылки на данную статью [1]